DataLife Engine / Современные принципы организации прикорма детей

Современные принципы организации прикорма детей

В статье обосновываются теоретические принципы и приводятся практические рекомендации по рациональному вскармливанию детей первого года жизни. Обсуждаются вопросы биологического и биохимического обоснования введения прикорма впитании детей, проблемы сроков прикорма, требования к пищевой ценности и безопасности продуктов.

Основой рационального вскармливания детей первого годажизни является максимально длительное естественное вскармливание материнским молоком,обеспечивающим ребенка не только сбалансированным набором основных пищевых веществ, но и широкимспектром защитных факторов и биологически активных соединений.Однако, несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка неизбежнотребуется вводить в его рацион идругие продукты питания,обозначаемые в нашей стране термином "продукты прикорма", а за рубежом - термином "beicost".

В связи с этим одним из важнейших направлений исследований в области детского питания является научное обоснование биологических принципов организации прикорма, предусматривающих необходимость введения в питание младенцев на разных этапах развития тех или иных продуктов; последовательность их введения в рацион и оптимальные среднесуточные количества, а также требования к составу и безопасности этих продуктов.

Физиолого-биохимическое обоснование необходимости введения прикорма в питание детей

Необходимость расширения питания ребенка идополнения материнского молока (или его заменителей) другими продуктами (прикормом) обусловлена следющими основными факторами:

К числу нутриентов,лимитирующих пищевую ценность женского молока для детей старше 4-6 месяцев, относятся, в первую очередь, белок, некоторые витамины (С, B12, фолиевая кислота) и особенно минеральные вещества (в первую очередь, железо, а также кальций, цинк и др.).

Вместе с тем, важно, чтобы в рацион ребенка постоянно включались различные виды углеводов и пищевых жиров, отличные от тех, что присутствуют в женском молоке, и, в частности, сахароза, крахмал, растительные масла и др. Исходя из этого, можно указать основные группы продуктов, которые могут служить поставщиками данных нутриентов в организм ребенка. К ним относятся злаковые (носитель углеводов, растительного белка, витаминов В1, Е, селена, магния, в известной мере, железа); овощи ифрукты (поставщики витамина С, фолиевой кислоты, калия, железа, растительных волокон); мясо (источник белка, жира, железа,витамина В12 и др.).

Проблема сроков введения прикормав питание детей

Эта проблема до настоящего времени остается предметом дискуссии, в особенностив нашей стране. Тем не менее, существуют определенные физиолого-биохимические обоснования наиболее оптимального времени введения прикорма.

Прикорм нецелесообразно вводить ребенку ранее 3 - 4 месяцев жизни, так как доэтого возраста он физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, кроме женского молока или его заменителей. В то же время при введении первого прикорма позднее 6-7 месяцев у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией к пищи более плотной консистенции, чем молоко. Поэтому, по мнению большинства исследователей, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 месяцев жизни. Однако по сложившейся в России практике довведения "основного" прикорма дети начинают получать фруктовые соки. В соответствии со схемой вскармливания, утвержденной МЗ СССР в 1982 г. и официально действующей в настоящее время в России, введение фруктовых соков рекомендуется с 3-4-х недельноговозраста.

В связи с этим представляется целесообразным дать очень краткую медико-биологическую характеристику некоторых указанных продуктов.

Соки могут быть изготовлены из одного вида фруктов и овощей (соки из яблок, груш, абрикосов, персиков и др.), из двух видов (яблоки груш, яблок и моркови, яблок и бананов, яблок и тыквы, тыквы и апельсинов и др.), и из нескольких видов плодов и ягод (яблок, бананови черной смородины; яблок, манго и ананасов; малины, яблок и черники идр.). В последние годы широкое распространение получили соки из тропических и экзотических плодов (манго, гуавы, ананасов и др.).

Достаточно часто выпускаются смешанные соки из овощей и фруктов яблочно-морковный, морковно-апельсиновый и др. Подобные смешанные соки из нескольких фруктов или овощей ифруктов обладают более высокой пищевой ценностью, чем соки изодного вида плодов или овощей, поскольку они взаимно обогащены пищевыми веществами, например,бета-каротином моркови и витамином С апельсина (в морковно-апельсиновом соке). В тоже время при приеме таких соков выше вероятность возникновения аллергических реакций; причем неизвестно, на какой из ингредиентов данного сока.

В связи с этим соки, содержащие цитрусовые (лимон, мандарин и особенно апельсин) и клубнику и способные вызывать у детей аллергические реакции, не следует вводить в рацион раньше 6 месяцев. То же относится к сокам из тропических и экзотических фруктов (бананов, манго, гуавы, папайи и др.), а также к томатному соку.

Фруктовые пюре, так же как и соки, могут включать один, два или несколько видов фруктов, и всезамечания, высказанные по этому поводу относительно соков, применимы и к фруктовым пюре. Пюре могут быть различной степени измельчения - гомогенизированные, мелкоизмельченные и крупноизмельченные (для детей 4-6 месяцев, 6-9 месяцев, старше 9 месяцев соответственно). В состав фруктовых пюре помимо соответствующих плодов и ягод, могут входить формообразователи, необходимые для придания пюре более густой консистенции, в качестве которых используют небольшие количества крахмала или муки (рисовой, манной и т.п.), пектины, гуаровую камедь и др. Фруктовые пюре, выпускаемые в России и странах СНГ, не включают, как правило, никаких загустителей.

Принципы, определяющие последовательность введения фруктовых пюре в рацион, остаются такими же, что и у соков, т. е. в начале следует вводить пюре из одного вида фруктов (яблочное, грушевое, персиковое, сливовое), далее - из двух, а затем изнескольких видов фруктов или фруктов и овощей.

Наряду с чисто фруктовыми и фруктово-овощными (чаще всего с морковью и тыквой) пюре, в последние годы многие компании вырабатывают целую гамму комбинированных пюре: фруктово-зерновых - из фруктов с добавкой муки, и фруктово-молочных - из фруктов с добавкой йогурта, сливок, творога. Фруктово-зерновые пюре включают обычно яблоки, а также бананы, персики, абрикосы, тропические фрукты и зерновые продукты - овсяную и(или) рисовую муку или хлопья, крахмал. Как правило, их обогащают витамином С. Такие пюре обладают более высокой энергетической и пищевой ценностью, чем фруктовые пюре, поскольку они сочетают в себе два вида прикорма - фруктовый и злаковый. В то же время они требуют для своего усвоения большего напряжения пищеварительных процессов и большей зрелости ферментных систем, чем чисто фруктовые пюре. Поэтому их можно рекомендовать детям с 6-7 месяцев в качестве дополнения к злаковому прикорму (каше). Другой тип комбинированных пюре - фруктово-молочные производят на основе яблок и ряда других фруктов (персиков, слив, тропических фруктов) с добавлением различных количеств йогурта, сливок, творога, а также небольшого количества крахмала или муки (как формообразователей). Они также содержат 15-30 мг витамина С на 100 г продукта. Их пищевая ценность существенно повышена за счет молочных продуктов - источника высококачественных белков и жиров. С учетом современных представлений о сроках введения в питание малышей в России молока и кисломолочных продуктов эти консервы можно вводить в питание с 6-7 месяцев жизни. В еще более старшем возрасте, примерно с 7-8 месяцев, целесообразно вводить десерты - сложные комбинированные продукты, включающие не только фрукты, но излаки (рис, манную крупу), загустители (крахмал, гумми) и камеди, сахар, ароматизаторы.

{social}

23-01-2012, 10:49
Вернуться назад