Отличия темперамента и характера

Отличия темперамента и характера

Отличия темперамента и характера«И в кого он такой уродился» - иногда эту фразу родители произносят с гордостью, но чаще с ноткой огорчения... И если малыш их «не слишком устраивает», тут же начинают переделывать его на свой лад, порой не отдавая себе отчета, что они попросту ломают собственного ребенка.

Для того чтобы избежать подобных воспитательных ошибок, родители должны понимать, что некоторые особенности малыша заложены в нем самой природой: изменить их нельзя, но можно успешно корректировать. Необхидимо помнить, что делать это следует, опираясь на врожденные задатки самого крохи.

В основе — темперамент

Это как раз те особенности психики ребенка, с которыми он рождается. Психологи различают четыре типа темпераментов: холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. Отнести малыша к тому или другому типу помогают две характеристики его реакций его нервной системы — их быстрота и сила.

Черты темперамента наиболее четко проявляются к 5-6 годам. Но определить темперамент ребенка можно буквально с рождения, внимательно понаблюдав за ним пару недель. Обратите внимание на общую активность ребенка. Ее задает сила реакции психики на внешние и внутренние факторы — как часто малыш спокоен или раздражен, активен или инертен, насколько быстро он устает от предлагаемых занятий или игрушек.

Соотнеся свои наблюдения с особенностями каждого темперамента (см. ниже), вы сможете сделать выводы, как и в каком направлении следует воспитывать малыша.

ФАКТ! В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко, обычно у каждого малыша можно найти проявления двух-трех темпераментов, при этом чаще всего один из них будет заметно доминировать над остальными.

Чем характер отличается от темперамента

Путать эти два понятия ни в коем случае нельзя. Характером называют определенное сочетание индивидуальных особенностей человека, которые формируются на основе темперамента, воспитания, условий жизни, круга общения, склонностей и предпочтений. Одни и те же черты характера могут быть свойственны разным темпераментам, но проявляться они будут неодинаково. Например, и холерики, и меланхолики не умеют общаться с людьми. Но если первые ведут себя по отношению к другим малышам агрессивно, то вторые в шумной компании попросту забиваются в угол. Чтобы изменить динамику характера, родители холерика должны научить его спокойно слушать кого-либо, а мама и папа меланхолика — воспитать в крохе «бесстрашие» перед другими детками.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

ТЕМПЕРАМЕНТ

СИЛА РЕАКЦИИ

БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

ХОЛЕРИК ЧРЕЗМЕРНАЯ БЫСТРАЯ
САНГВИНИК УМЕРЕННАЯ БЫСТРАЯ
ФЛЕГМАТИК СЛАБАЯ МЕДЛЕННАЯ
МЕЛАНХОЛИК СИЛЬНАЯ МЕДЛЕННАЯ

В стремлении к идеалу

Чтобы сформировать желанные для вас черты характера у малышей разных темпераментов, к ним нужен совершенно разный воспитательный подход. Не забывайте, что в каждом темпераменте присутствуют как сильные, так и слабые стороны характера. Ваша задача — постараться помочь своему малышу развить первые и скорректировать вторые.

ХОЛЕРИК

Такой ребенок сводит родителей с ума буквально с первых минут после рождения. И даже до него: еще в животике эти малыши очень активны, много двигаются, крутятся, порой запутываясь в пуповине. Хотя в родах холерики редко доставляют маме неприятности — они обычно некрупные и рождаются быстро.

  • В младенчестве мало спят, очень активны. Уговорить такого кроху отдохнуть — настоящее мучение: он крутится, сучит ручками и ножками, вырываясь из пеленок. Потом проваливается в сон, как в пропасть, но ненадолго — минут через 20-30 он проснется... Убедить поспать подольше его практически невозможно.
  • Сосут жадно, захлебываясь. Чуть утолив голод, выплевывают сосок или бутылочку, чтобы вскоре потребовать их обратно.
  • С рождения холерики плохо переносят духоту, им нужен постоянный приток свежего воздуха — как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Они жадны до новых впечатлений, новых людей, мест, игрушек, занятий. Но погружаются в них буквально на несколько мгновений.
  • Если холерик чем-то недоволен, об этом будут знать все вокруг — его плач громок, надрывен, требователен. Но такого кроху легко утешить, он мгновенно переключается, услышав: «Посмотри, что там?»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ:

Холерики не умеют «тормозить», у них всегда все вперехлест — эмоции, скорость, дружба и вражда, интерес и ненависть.

От холерика не стоит требовать спокойных и тихих игр. Парту, столик для рисования ему лучше заменить на мольберт, стул — на фитбол. Читая холерику, не настаивайте, чтобы он сидел рядом с вами и смотрел в книжку: пусть возит машинки, рисует, еще лучше — лепит иллюстрацию к тексту, прыгает на мячике. Не волнуйтесь, он все слышит и запоминает.

  • В обучении отдавайте предпочтение игровым и экспериментальным методам: холерик лучше всего осваивает то, что попробовал на собственном опыте.
  • С таким активным малышом надо много гулять, причем лучше в разных местах — то на площадке, то в парке, то в лесу, то на озере. С 4-5 лет с ребенком неплохо устраивать пешеходные экскурсии-исследования родного города, ближайших окрестностей.
  • Чтобы у холерика не развивалась невротичность, придерживайтесь четкого ритма и режима дня. Они рано готовы отказаться от дневного сна — но именно им он особенно необходим. В качестве «успокоительного» средства этим малышам оптимально подходят спокойные пешие прогулки, ванны, расслабляющий массаж.

ФЛЕГМАТИК

Они медлительны, спокойны и уравновешены. В мамином животике такие малыши поздно начинают шевелиться, рождаются обычно с большим весом.

  • После рождения они хорошо спят и отлично кушают, не капризны и не придирчивы. Могут подолгу заниматься одним делом, играть одной игрушкой.
  • Флегматики упорны и настойчивы, пусть они не обладают острым и быстрым умом холериков, но они будут повторять одно и то же до тех пор, пока не добьются идеального результата.
  • Они — прекрасные исследователи, особенно когда дело требует точности и кропотливости. Неплохо сходятся с окружающими — благодаря спокойствию и доброжелательности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ:

Главное, что необходимо флегматику — развитие общительности, внимания к окружающему миру и подвижности.

  • С младенцем-флегматиком надо обязательно делать гимнастику, массаж, прекрасно, если вы будете ходить с ним
  • в бассейн. На прогулках стимулируйте его выходы из коляски, качайте его на качелях, катайте с горок, учите ходить по бревну, лазать по лесенкам.
  • Подросшего ребенка непременно запишите в спортивную секцию, ему прекрасно подойдут разные виды борьбы, легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки.
  • Малыши склонны к лишнему весу, поэтому особенно внимательно следите за их питанием и пищевыми привычками.
  • Флегматики — мечта всех бабушек: неторопливый, сговорчивый, хорошо кушающий, с удовольствием готовый часами рисовать, слушать сказки, собирать конструктор. Но лучше, если за таким ребенком присматривает активная няня.
  • Главный недостаток флегматика — его медлительность. Кажется, что он вообще не воспринимает течения времени, для него что пять минут, что полтора часа — все едино. Вам придется постоянно следить за тем, чтобы он не «зависал», вовремя переключался с одного дела на другое. Но торопить малыша не стоит, следуйте с ним правилу — лучше меньше да лучше.

МЕЛАНХОЛИК

Самые нервные, пугливые и осторожные детки. Еще в животике они ярко и чутко реагируют на происходящее вокруг, как бы призывая мамочку следовать одному и тому же режиму дня, питания, климату, даже кругу общения.

  • После рождения меланхолики — очень капризные и разборчивые детки. Это как раз те малыши, которые спят только в своей кроватке, под своим одеяльцем, требуя полнейшей тишины вокруг.
  • Выдают аллергические реакции на малейшие изменения маминого рациона (если она кормит грудью), долго привыкают к каждому новому продукту прикорма.
  • Незнакомые люди, места, ситуации их пугают. Они с опаской встречают новые игры и игрушки, с трудом сходятся со сверстниками.
  • В обучении они медлительны, но освоенные задания, упражнения повторяют с удовольствием. Меланхолику надо немало времени, чтобы освоить или запомнить что-то, но зато оно останется в его голове навечно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ:

Общаясь с крохой, соблюдайте 3 правила: поддержки, спокойствия и постепенности.

  • Меланхолики — люди привычки, поэтому, чтобы ваш кроха чувствовал себя хорошо, ему постоянно нужна опора на родного человека или освоенные действия и предметы. Записывая такого кроху в развивающую студию, убедитесь, что вы будете не только присутствовать вместе с ним на занятиях, но и делать будете все вместе.
  • Дома у маленького меланхолика обязательно должна быть своя комната (свой уголок), полки для книг и игрушек, на которых все стоит в привычном ему порядке.
  • Такому крохе нужен четкий и жесткий режим дня, до школьного возраста ему противопоказаны дальние путешествия, постоянные переезды. Собираясь с таким малышом на отдых, отдавайте предпочтение выезду на одно место на длительный срок: его иммунитет плохо и долго приспосабливается к новому климату.
  • У меланхоликов яркая фантазия — из них получаются отличные художники и музыканты, артисты и писатели.

САНГВИНИК

Узнать его проще простого — это «солнечный» ребенок. Он добродушен, много улыбается, общителен. Едва взрослый попадает в поле его зрения, младенец-сангвиник тянется к нему всем тельцем, машет ручками, ножками, гулит и улыбается.

  • Сангвинята не очень требовательны к физическому комфорту: они спокойно полежат мокрыми или голодными, если при этом вы будете петь песенку или предложите интересную игрушку.
  • Они легко адаптируются к новым условиям и людям, быстро осваиваются с нянями, детским садом.
  • Со сверстниками неконфликтны, могут как вести за собой, так и принимать задаваемые другими правила игры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ:

Сангвиник очень удобен окружающим: настолько, что может запросто потерять самого себя. Поэтому главное в воспитании такого малыша — научить его понимать, что же нужно именно ему самому, ставить свои собственные цели, определять свой путь и идти по нему, не отступая в угоду окружающем.

  • Улыбчивые, незлобивые, неконфликтные, сангвинята быстро становятся любимчиками воспитателей. Они часто пользуются положением, вместо знаний или работы «выезжая» на обаянии и улыбках — следите за тем, каким образом ваш ребенок зарабатывает высокие баллы.
  • В сангвинике, как и в холерике, важно развивать усидчивость и последовательность. Но не путем любимых родителями нотаций и сравнений со спокойными детьми. Сангвиники просто не могут не отвлекаться — в этом нет ничего страшного, главное, учите малыша снова и снова возвращаться к прерванному делу, чтобы довести его до логического конца. Это прекрасно получится, если вы поможете ребенку отыскивать в деле новые, инетерсные аспекты, повороты темы, углубляя и расширяя ее.

ФАКТ! Сангвиники могут стать неплохими эмпатами, если культивировать в них интерес не только к внешней стороне общения, но и к внутреннему миру собеседника. Читая книги, обсуждая фильмы, обращайте внимание ребенка на побудительные мотивы действий персонажей.

Устали от воспитания? Захотелось перекусить и не хочется утруждать себя кухонными приготовлениями? Доставка пицца уфа - это легкий и оптимальный способ утолить голод и при этом расслабиться.


Можно ли изменить характер?

Ответ однозначный - ДА, но не навсегда. В сформированном харакетре психологи различают две составляющие: статику и динамику.

? СТАТИКА характера «встает» в возрасте 3-5 лет и очень мало подлежит последующему изменению. Например, малыш, сам по себе несколько замкнутый, рос с бабушкой в загородном доме. Друзей у него особо не было, он привык играть один, и ему в принципе с самим собой очень хорошо. Из такого ребенка наверняка вырастет человек, у которого будет весьма ограниченная потребность в общении. Это как раз и будет статика.

? ДИНАМИКА называется так потому, что человек (или, в детском возрасте, его окружение) может ее изменить. К динамическим чертам характера относятся: умение адаптироваться к новым условиям, система мотивации поведения или какие-либо его черты. Если продолжить предыдущий пример с замкнутым малышом, с возрастом он может пойти на коммуникативные тренинги и освоит способы ведения разговора, научится знакомиться или вести переговоры. То есть, несмотря на статику характера (ограниченную потребность в общении), он все же научится некоторым приемам эффективной коммуникации и будет применять их в жизни по необходимости — вот это и есть динамика.

По материалам: www.tokio02.ru

{social}