Учимся общаться с экстравертами

Учимся общаться с экстравертами

Учимся общаться с экстравертамиМаленького экстраверта узнать нетрудно: он всегда готов общаться, знакомиться, живо интересуется происходящим вокруг и способен разговорить любого. Такие дети обаятельны и популярны, и на первый взгляд кажется, что у них уж точно не будет проблем с общением. Тем не менее открытые и дружелюбные малыши не меньше, чем робкие и застенчивые, нуждаются в помощи и внимании родителей, когда делают первые шаги в большом мире.

Это все мои друзья

Часто бывает так: ребенок замечательно общается со взрослыми и очень хочет дружить с ровесниками, но с детской площадки обычно уходит расстроенный. Его открытость и чрезмерное дружелюбие пугают других детей. Малыш в недоумении: родителям так нравится, когда он их обнимает и целует, даже когда виснет на них, а этот незнакомый мальчик почему-то его отталкивает (может даже стукнуть). Он готов поделиться игрушками и сладостями, но строящие шалаш детишки его как будто не видят... С каждым неудачным опытом энтузиазм уменьшается. Чтобы ваш открытый и добрый малыш не превратился в буку, вы должны помочь ему научиться заводить знакомства и ненавязчиво организовать его общение.

Много шума из ничего

Для многих родителей самое трудное начинается на детской площадке. Здесь уж точно нельзя пускать все на самотек, мотивируя тем, что ребенок общительный и «сам может договориться». Мало кому из двух-, трехлетних малышей удается обойтись без конфликтов в песочнице или на горке. Вот ребенок по всем правилам детского этикета (отрепетированным дома с помощью плюшевых игрушек) предложил вместе поиграть с его машинкой и получил такое же вежливое согласие. Не спешите удаляться со сцены - через пять минут маленькие джентльмены могут начать тянуть машинку (совок, пажу, присоединившуюся к игре девочку) в разные стороны, осыпая друг друга тумаками. Обязательно мягко вмешайтесь - никого не обвиняя, не выясняя «кто первый начал», постарайтесь переключить внимание спорщиков на новую игру. Вам придется проявить такт и фантазию, отлично помогает юмор. Например, можно попробовать «разделить» машинку с помощью импровизированной пилы и тут же предложить вспомнить, какие еще бывают инструменты. Если конфликт исчерпан, снова удалитесь в тень, но будьте начеку. В младшем дошкольном возрасте даже самые добрые и неагрессивные дети ссорятся: это связано с тем, что одна из главных задач участников диалога - доказать собственное превосходство.

Учим общаться

Сказки и ролевые игры - самый лучший методический материал. Снова и снова разыгрывайте сценки с перчаточными куклами, постепенно усложняя сюжет. Пусть малыш примеривает на себя разные роли (не только положительных героев) - таким образом он научится ставить себя на место другого человека. Родителям активных и общительных детей особое внимание стоит уделить тому, чтобы поведение ребенка не стало демонстративным, направленным исключительно на то, чтобы любой ценой заслужить похвалу взрослого. Ребенок, которого часто сравнивают с другими (с целью, например, воспитания у него положительной самооценки), может решить, что главное в общении - соревнование. Если вы заметили такие черты у малыша, старайтесь вовлекать его в коллективную деятельность, игры, требующие сотрудничества, совместного творчества. Необходимо, чтобы малыш понял, что у каждого из них есть свои достоинства и таланты.

Какой милый малыш!

Как правило, улыбчивый и приветливый маленький экстраверт рано привыкает быть в центре внимания. Большинство взрослых с удовольствием завязывает беседу с симпатичным малышом, расспрашивает его о семье, о том, что он любит, ходит ли в детский сад, есть ли у него братик или сестренка и т. д., а малыш с удовольствием и подробно отвечает, с детской непосредственностью сообщая незнакомцу интимные подробности семейной жизни. До определенного времени родителей не беспокоит и даже радует подобная «контактность» (коммуникабельность - полезное и социально одобряемое качество). Но вот это самое «определенное время» наступает.

И нам приходится решать непростую задачу: как уберечь ребенка от опасности, которая может исходить от взрослого человека, не подрывая доверия малыша к миру? Стоит ли запрещать малышу лю-бое общение с незнакомцами? И как при этом научить его оставаться вежливым?

Установить границы

Некоторые взрослые, особенно люди с советским прошлым, любят делать замечания незнакомым детям и даже их родителям. Если они сделаны в приемлемой форме, можно ответить коротко и вежливо, спокойно поблагодарить. Но зачастую высказывания незнакомцев несправедливы и откровенно нелепы, а то и носят оскорбительный характер. Важно научить ребенка не вступать в конфликт, не отвечать грубостью на грубость, не допускать бессмысленного выяснения отношений. Лучше всего просто увести ребенка, а потом объяснить ему, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Иногда малыш ставит вас в неловкое положение, слишком откровенно отвечая на вопросы незнакомца или допуская грубость в отношении взрослого. В такой ситуации эффективнее всего загладить неприятный момент шуткой. Не надо оправдываться или прилюдно стыдить ребенка, требовать от него извинений. В спокойной обстановке, подобрав правильные слова, вы сможете позже преподать малышу урок хороших манер в игровой форме. Не сердитесь на малыша за нескромность или бестактность, это понятия из взрослого словаря. Ошибки в общении неизбежны и даже нужны, потому что, именно анализируя их, вы сможете объяснить правила.

В отношении советов посторонних оно может быть таким: если незнакомый человек настойчиво что-то рекомендует ребенку, он должен ответить: «Я сделаю так, как скажет мама». Есть и другие универсальные фразы. На похвалу можно коротко ответить: «Спасибо», если кого-то побеспокоил - «Извините», а если тебя приглашают куда-то пойти - «Надо спросить у мамы». Главный закон, который ребенок должен усвоить: вы (или тот взрослый, кто в данный момент отвечает за него - папа, няня, бабушка) должны всегда знать, где он находится. Повторяйте снова и снова, по нескольку раз в день: «Ты должен бьггь у меня перед глазами». Если ты все-таки потерялся, стой на месте и громко зови родителей. Если тебе кто-то предлагает пойти поискать маму, ОТВЕЧАЙ, ЧТО БУДЕШЬ ЖДАТЬ МЕНЯ ЗДЕСЬ. Обязательно пришейте к одежде малыша бирку с его именем и фамилией, адресом и номером вашего телефона. Помогите ребенку выучить эту информацию наизусть. Объясните ребенку, что обращаться за помощью лучше к официальным лицам (продавцу, охраннику, полицейскому), в крайнем случае - к женщине с ребенком.


А нашим дорогим мамочкам, которые ожидают появления второго ребенка полезной будет информация о том сколько денег дают за второго ребенка и какие при этом необходимо оформить документы. Обратите внимание это полезно.


Читайте, разыгрывайте и обсуждайте сказки, чрезмерно общительные и наивные герои которых подвергаются опасности: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Петушок - золотой гребешок»... Эти истории заставят малыша размышлять о важных вещах, не ощущая при этом угрозы для себя лично. Сказка о пряничном домике даже самому импульсивному ребенку поможет быстро запомнить важные правила: он не должен принимать угощения от незнакомых людей и входить в незнакомые помещения. Отдельная тема для обсуждения - это объятия и поцелуи. Дети, которые растут в теплой атмосфере любви, часто бывают очень ласковы. Трехлетний малыш должен знать, что нельзя обнимать и «идти на ручки» ни к кому, кроме членов семьи. Иногда родители сами отступают от этого правила, разрешая детям посидеть на коленях у незнакомой тети в переполненном автобусе или предлагая поцеловать на прощанье всех гостей. Этого делать не стоит, чтобы не запутать ребенка. Родители должны помнить, что, по данным американских специалистов по розыску пропавших детей, в 95-98% случаев насилие над детьми совершают знакомые им люди.

{social}