Учимся говорить правильно

Учимся говорить правильно

Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребенка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Вот подрастет и научится сам, в чем премудрость-то?». Но навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируются самостоятельно.

Затруднит ли развитие речи короткая уздечка?

Действительно, при укороченной уздечке языка ребенок физически не способен произнести звуки Л и Р, так как для их артикуляции необходимы соприкосновение языка с альвеолами и десневым краем верхних зубов.

Обратите внимание: язык должен иметь возможность вибрировать в чашеобразном положении, а укороченная подъязычная связка не дает ему выполнять артикуляционные движения. В таких случаях показана несложная с хирургической точки зрения манипуляция — резекция уздечки языка.

Опытный челюстно-лицевой хирург с помощью только одного надреза легко может решить эту проблему. Через 8 дней после такой операции ребенку можно будет начинать выполнять подготовительные артикуляционные упражнения для того, чтобы нормализовался мышечный тонус языка.

Резекцию уздечки языка проводят детям от нескольких дней. Надрезается слизистый тяж, в котором нет кровеносных сосудов.

В некоторых случаях при несильно укороченной уздечке можно обойтись без операционного вмешательства — растянуть ее с помощью логопедического массажа и комплекса артикуляционных упражнений, таких как «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», которые прививают умение без труда уложить язык в правильном положении и в нужном месте.

Затягивать с неправильным звукопроизношением Л и Р ни в коем случае не стоит, так как после 5 лет ребенком усваивается его неправильный речевой стереотип и преодолеть его с возрастом будет все труднее.

Если в следующем году вы собираетесь в школу, то начинать исправлять произношение необходимо прямо сейчас, чтобы вместе с ранцем ребенок пошел с полностью автоматизированными в речи звуками.

Почему трехлетний ребенок еще не разговаривает?

Запоздалое развитие речи связано с развитием высоких технологий — игрушки, мультфильмы, игры, сказки на аудионосиелях. Дети испытывают меньше потребностей, снижается актуальность речи в выражении своих просьб, желаний, эмоций.

Мальчики начинают говорить, как правило, позже девочек. Но при этом важно, насколько быстро и правильно они догонят их в искусстве говорить! Если речь начала развиваться только после 3 лет, можно говорить о задержке речевого развития. Все этапы формирования речи ребенка в этом случае могут наступать с запозданием, малышу труднее будет овладеть родным языком.

Обычно дети «заговаривают» к 2 годам — произносят простые фразы, появляются первые грамматические отношения между словами, начинают использоваться в речи имена существительные с глаголами. К 3 годам развиваются развернутые фразы, формируется сложное предложение, речь становится богаче и ярче. Дети без труда выражают свои мысли и потребности, хотя могут неверно выговаривать труднопроизносимые звуки и слова сложной конструкции («фоторепортер», «милиционер» и т. д.).

Если после 2 лет речь ребенка не развивается, а представляет собой лишь отдельные звуки, необходимо детальное и тщательное обследование ребенка такими специалистами, как невролог, невропатолог, отоларинголог и логопед.

Как влияют игры-шнуровки на развитие речи малыша?

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Напомню, что возрастной период от 2 до 6 лет является сензитивным, то есть это период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности. Однако следует заметить, что сен-зитивный период развития речи начинается еще в то время, когда ребенок находится в утробе матери.

Это время, когда впитывается весь речевой арсенал, который окружает малыша. Именно по этой причине очень важно разговаривать с ним на «настоящем» языке, а не на детском лепете.

Развитие мелкой моторики следует начинать с пальчиковых игр-гимнастик, добавляя различные игрушки, в том числе и игры-шнуровки.

Игры-шнуровки бывают разных видов, например:

  1. Самый простой вариант для детей от 1 года — деревянные яблоко или груша, в которых есть сквозные отверстия. Шнурочек с деревянным наконечником в виде гусеницы прикреплен к основанию фрукта. Ребенку предлагается протащить червячка по «искусанным» канальцам в фрукте.
  2. Для более старших деток (начиная от 2,5-3 лет) это могут быть пуговица, башмачок и другие предметы, в которых проделаны специальные отверстия для шнурков. К таким игровым наборам обычно прилагаются разноцветные шнурочки и различные схемы переплетений, которые можно создать при шнуровке.
  3. Несложный и увлекательный вариант для детей от 3 лет — шнуровка в виде незаконченной картинки.
  4. Например, ежик, которому надо при-шнуровать яблочко и грибочек, или девочка, которой нужно надеть юбочку и блузку. Вариантов на эту тему может быть множество.
  5. Интересный вариант шнуровки для детей от 3,5 лет — мягкая или деревянная книжка, которую нужно собрать с помощью шнурочка.
  6. Большая пуговица и тупая игла (для детей от 2,5 лет).

Большинство игр-шнуровок продается с методическими указаниями, где описываются схемы, узоры и орнаменты.

Помните, что самая интересная игра для ребенка — это те предметы, которые чаще всего использует взрослый.

И еще один важный момент. Не препятствуйте, а стимулируйте активный интерес ребенка к собственным ботинкам со шнурками, одежде с плетеными веревочками и т. д. С их помощью, помимо овладения бытовыми навыками, малыш прекрасно разовьет мелкую моторику и, следовательно, речь.

{social}