Изучаем анатомию с малышом

Изучаем анатомию с малышом

Детям страшно любопытно, что у них внутри. Этот жгучий интерес отчасти удовлетворяют рассказы родителей и красочные пособия по анатомии для малышей. Но дошкольник еще не видит связи между абстрактными образами и тем, что происходит в его теле. Другое дело - личный опыт! Несложные и увлекательные эксперименты помогут малышу понять, как работают его сердце и легкие, кровеносная и пищеварительная системы.

Познавая крохотную вселенную своего тела, ребенок со временем понимает, что именно в ней обитает его «я», уникальное и неповторимое. Сравнивая себя с другими людьми, малыш замечает, что похож на них, а значит, принадлежит к их сообществу, в отличие, например, от животных, которые выглядят совсем по-другому,

«ЧЕЛОВЕЧЕК ЗАБЛУДИЛСЯ»

Положите в непрозрачный мешочек или коробку куколку-голыша, игрушечного зверька, рыбку, птичку и т. п. Расскажите малышу, что человечек заблудился в темной пещере и надо помочь ему выбраться. Ребенок должен на ощупь найти в мешочке человечка и объяснить, как он узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т. д.) и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья, шерсть, плавники).

«ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПАДАЕМ?» (с 3 лет)

Сшейте небольшую мягкую куколку, нетуго набейте ее ватой или синтепоном. На шее, ногах и руках оставьте незашитыми маленькие отверстия. Попросите малыша поставить или посадить куколку на стол. Спросите, почему это не выходит. Правильно, потому что она мягкая, бесформенная. А что, если придать ей жесткости? Предложите малышу вставить в спинку, ручки и ножки куклы кусочки проволоки. Получится жесткий каркас. Теперь наша кукла умеет ровно сидеть, стоять, сгибает ноги и руки. Так для чего же нужны кости? Они выполняют роль каркаса, чтобы тело не было похоже на бесформенный мешок.

«КУКЛА ЗАБОЛЕЛА»

Вырежьте из картона фигурку  и разрежьте ее на части.  Итак, кукла попала в больницу. Пусть малыш поможет доктору Айболиту вылечить «больную» - приставить на место и приклеить ноги, руки, лицо. Чем старше ребенок, тем больше должно быть частей: можно вырезать отдельно предплечье, кисть, плечо, голень, бедро, стопу. Усложните игру. Например, «добавьте» рук и ног, хвост, хобот, голову, заячьи уши. Спросите ребенка, почему он не воспользовался "лишними" деталями.

«ПОСЧИТАЕМ КОСТОЧКИ» (с 4 лет)

В эту игру лучше играть с двумя детьми. Предложите малышам раздеться до трусиков и встать друг против друга. Спросите, все ли кости, на их взгляд, одинаковы. Да? Сейчас проверим.

Попросите одного ребенка повернуться спиной к другому и нагнуться вперед. Что это за бугорки появились на спине? Пусть второй малыш осторожно проведет по ним пальцем. Объясните, что это косточки-позвонки, которые соединяются в цепочку — позвоночник. Благодаря ему наша спина ровная и гибкая одновременно.

Попросите малыша провести пальчиком по ребру и определить, какой оно формы. Каждое ребро имеет форму дуги; сзади оно крепится к позвоночнику, а спереди — к особой косточке — грудине. Получается красивая и легкая грудная клетка. Кто в этой клетке прячется, мы узнаем в следующей игре.

Помогите детям нащупать ключицу, плечо, предплечье. Предложите посильнее надавить пальцем на предплечье. Там явственно прощупывается углубление. Оказывается, здесь не одна кость, а целых две: одна, потолще, — локтевая, а другая, совсем тоненькая, — лучевая!

А теперь посмотрим, как устроены наши ноги: сверху — бедренная кость, а снизу — две берцовых, большая и маленькая.

А кисть и стопа состоят из множества маленьких косточек, поэтому они такие гибкие. В каждом пальчике — целых три косточки фатанги. Для этой игры полезно купить таблицу с изображением скелета, чтобы рассматривать все косточки, найденные на ощупь.

«КОГО ЗАПЕРЛИ В КЛЕТКУ?» (с 4 лет)

В эту игру тоже хорошо играть в паре. Это могут быть и двое детей, и ребенок со взрослым. Для игры вам потребуется фонендоскоп — с его помощью врач выслушивает сердце и легкие.

Напомните малышу, что ребра образуют грудную клетку. Ну, а что за «птичка» спряталась в этой клетке?

Пусть ребенок возьмет стетоскоп и приложит к груди партнера. Спросите, что он слышит. Скорее всего, малыш ответит, что слышит стук. Попросите ребенка воспроизвести этот звук, хлопая в ладоши.

Теперь пусть тот, кого выслушивают, прыгнет, ляжет, задержит дыхание и т. д. После каждого упражнения ребенок заново выслушивает партнера и воспроизводит хлопками стук. Потом дети меняются ролями.

Предложите им подумать, что же это стучит и почему меняется ритм. Скорее всего, малыш угадает, что он слышит стук сердца. Расскажите, что сердце — это маленький насос, который гонит хорошую, свежую кровь в самые дальние уголки нашего тела, а «плохую», отработанную, забирает назад. Когда человек активно двигается, ему требуется больше кислорода, вот сердце и работает быстрее, а когда отдыхает, расходуется меньше кислорода, и сердцу незачем так торопиться.

Рассмотрите схему сердца в в разрезе. Покажите ребенку предсердия, желудочки, крупные сосуды. Обратите внимание на клапаны — благодаря им кровь течет в нужном направлении.

«ВИНОГРАДНАЯ ГРОЗДЬ» (с 5 лет)

Попросите ребенка приложить фонендоскоп к груди, лучше к правой половине. Пусть он сделает глубокий вдох, выдох, задержит дыхание. Поинтересуйтесь, что он слышит. Вероятно, он ответит, что звук похож на шум насоса, когда качают велосипедную шину.

Расскажите, что этот звук издает воздух, наполняя легкие. Изучите схему легких в анатомическом атласе. На что похоже легкое? На виноградную гроздь! Рассмотрите ее. Расскажите, как движется по легким воздух.

Сначала он попадает в толстую трубку — трахею, она как виноградная веточка. От нее вправо и влево отходят «веточки» потоньше — бронхи, а на них висит множество к крохотных пузырьков-альвеол, напоминающих виноградинки. Когда мы вдыхаем, эти пузырьки наполняются воздухом. Кровь забирает из них кислород и устремляется к сердцу, которое гонит свежую кровь по всему телу. А «отработанная» кровь, наполненная вредным углекислым газом, проходя через сердце-насос, возвращается в легкие. Когда мы выдыхаем, легкие выбрасывают углекислый газ наружу.

«ПОЧЕМУ МЫ ДВИГАЕМСЯ?» (с 4 лет)

Возьмите широкий бинт и туго забинтуйте малышу локтевой и коленный суставы. Предложите ему согнуть ногу и руку. Спросите, почему, по его мнению, это не удалось. Расскажите, что кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Попросите ребенка обхватить левый кулак пальцами правой руки. Это и будет модель сустава.

Теперь смажьте малышу ладошку вазелином или детским кремом. Обратите его внимание, что «сустав» теперь двигается более плавно. Так же работает смазка внутри настоящего сустава.

Закрепите «сустав» эластичным бинтом. Пусть малыш попробует вытащить кула из ладошки. Не получается? Точно так же настоящие суставы крепко фиксируются гибкими и эластичными связками.

{social}