Кто за букву отвечает?

Кто за букву отвечает?

Первые - вторые классы учатся в здании бывшего детского садика. Оно - по соседству с основным. Так младшим легче адаптироваться к новой жизни: привычные, почти детсадовские интерьеры, игровые комнаты... У крыльца дожидаются окончания уроков мамы. Встретив детей, не спешат расходиться: вопросов к учителям хватает.

Честно говоря, эта школа комфортна для ребят (достаточно увидеть, насколько не интересует их звонок на перемену), но для родителей - сплошной стресс, особенно поначалу. В учебниках нет правил - как проверить, выучен ли урок? А если ребенок пропускает занятия по болезни - как заниматься с ним дома? Нас-то учили совсем по-другому...

К концу первого класса дети считают всего лишь в пределах десятка. Родители в ужасе: ничего себе развивающая система! Но - существенная деталь - в отличие от сверстников из других школ здешние первоклассники управляются с разными системами счисления: с десятичной, пятиричной... Задача педагога не научить механически складывать числа, а помочь подопечным понять, как происходит переполнение разряда в любой системе. В десятичной системе стало единиц одиннадцать - значит, это уже следующий десяток, следующий разряд. И осознав это, ребенок вдруг обретает общий способ вычисления в любых пределах. А ведь бывает, что в классе есть дети с разницей в возрасте, что еще более усложняет педагогический процесс. - В обычном первом классе все по-другому, - объясняет Елена Восторгова (она - соавтор развивающего учебника по русскому языку, член школьной научно-практической лаборатории, основанной одним из создателей системы, Василием Давыдовым). - Там сначала считают до десяти, потом до 20... То есть набирают частные приемы. Вводится прием - отрабатывается, вводится - отрабатывается. А мы стараемся вскрыть основание действий, продемонстрировать ребенку суть, общие принципы. И тогда ему не нужно отрабатывать приемы и все равно, что складывать или вычитать, - тысячи, миллионы, миллиарды.

То же - в русском языке. Известно ведь, что буква в одном случае читается так, в другом - иначе. Почему? Правило ученикам не сообщается. Мы вместе ищем, откуда оно вытекает, конструируем его постепенно, шаг за шагом. Закон рождается в результате нашей совместной деятельности и поэтому не требует заучивания. Ребенок должен отвечать за каждую написанную букву, понимать, почему здесь появилась именно она. Когда знание добывается таким способом, у человека развивается и самостоятельность, и уверенность в себе. Он не боится - вот что самое главное. Вообще эта система очень гуманна. Она позволяет любому ученику, даже неуспешному (по меркам традиционной школы) занять достойное место в общей работе... - Такой способ познания все-таки требует от человека склонности к теоретическому мышлению, некоторых логических способностей. А если он чистый эмпирик?

Оказывается лишним в общей работе по добыванию знаний? - Лишних не бывает. У нас основная форма работы - дискуссия, а в дискуссии, как известно, ценен не только лидер... И потом к знанию мы продвигаемся настолько мелкими шагами, что у ребенка есть возможность идти в том темпе, на который он способен. Каждый следующий шаг включает все предыдущие. С точки зрения психологии лучший путь отработать навык - создать такую ситуацию, когда этот навык будет средством решения другой задачи.

Так и происходит. Это позволяет ребенку не расхолаживаться и сохранять познавательный интерес. Когда мои ученики перешли в пятый класс, учителя мне говорили: Ваши-то все время дневники забывают. Им отметки не интересны, они не за отметки работают. И при этом не теряют веру в свою значимость. В моем классе была девочка, писавшая диктанты со множеством ошибок. Но когда я задавала какой-то проблемный вопрос, она первая поднимала руку. - Вы поддерживаете в ребенке это ощущение собственной ценности. А потом он по каким-то причинам попадает в нормальную школу, где другие критерии успешности. Психологический кризис ему обеспечен... - Если в России наконец-то добились альтернативности школьного образования, проблемы при смене учебного заведения неизбежны. Мы вообще-то предупреждаем родителей: желательно не переезжать в другое место, пока ребенок не окончит начальную школу.

Прежде всего, потому, что программа отличается от традиционной. Но к пятому классу наши дети имеют тот же объем знаний, что и при обычной системе, и могут спокойно продолжать обучение в другом месте. Конечно, им не просто приспосабливаться к иным педагогическим правилам. Но, кстати, уже в этом возрасте они куда более самостоятельны и менее зависимы от мнения взрослых, чем их сверстники из обычных школ. Поэтому их адаптивные возможности выше, чем, допустим, у ребенка, который учился в простой начальной школе у хорошего, ласкового учителя, а в пятом классе попал к разным учителям, которые далеко не все так же ласковы.

{social}