Почему малыш все теряет?

Почему малыш все теряет?

Сегодня ребенок вернулся из садика в одном носке, вчера после тренировки два часа искал свои чешки, а на прошлой неделе пришел с прогулки без любимои машинки и набора формочек. Неужели в вашей семье растет растеряша? Реакция родителей на небрежение ребенка к собственным вещам может быть разной. Одни ругают и наказывают, другие с обреченным вздохом покупают новое, четвертые смеются, вспоминая курьезные случаи из собственного детства. Мы же предлагаем вам для начала разобраться в причинах такого «растеряшистого» поведения.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Главная причина забывчивости — в недостаточном развитии произвольного внимания. Другими словами, малышу очень сложно направить его на определенные объект или дело. Увы, дети не рождаются внимательными, а становятся таковыми только в старшем дошкольном возрасте. И об окончательно закрепленном навыке можно говорить только годам к десяти. До этого стоит чему-то хоть на секунду отвлечь ребенка, как он напрочь забывает о том, чем занимался. Так, например, собирал малыш формочки из песочницы, отвлекся на потасовку соседских мальчишек и оставил во дворе добрую половину строительных принадлежностей. Еще одна особенность внимания дошкольников — одноканальность. Дети редко способны одновременно думать о нескольких вещах. Когда ребенок сосредоточен на чем-то, все остальное проходит мимо его внимания. Так что, если он всецело поглощен удавшимся художественным шедевром, то запросто забудет в студии палитру и кисточки.

СОВЕТ! Чтобы избежать потерь в период выхода вашего малыша «в свет», подпишите его вещи. Для детей, не умеющих читать, сделайте яркие метки.

СТРЕСС

Количество детских потерь увеличивается, когда в их жизни происходят перемены. Растеряшками могут стать малыши, переехавшие на другую квартиру, «отпустившие» маму на работу или пошедшие в детский сад. Адаптация к новым условиям, требованиям и уровню самостоятельности отнимает у ребенка столько психических сил, что на собранность их просто не остается. В такие периоды будьте особенно внимательны к тому, как он справляется с появившимися нагрузками. У малыша должно быть время не только для выполнения заданий, но и для того, чтобы отдохнуть и спокойно поиграть.

К подобным развлечениям относятся занятия, где требуется найти отличия, одинаковые предметы, исключить лишнее или собрать что-то по образцу (пазлы, бусы, домик). При этом не забывайте — внимание бывает разным, и развивать нужно каждый из его видов.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

  • РАЗВЕДЧИКИ. Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку. Ему необходимо запомнить все ее детали и персонажей. Затем взрослый убирает картинку и задает вопросы по этому рисунку.

  • ДОРИСУЙ. Попросите ребенка назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Например, дом без окон, машина без колес, цветок без стебля, лицо человека без носа или ушей.

АУДИАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

  • ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу ритмичные удары палочкой по столу.

  • ЧЕТЫРЕ СТИХИИ. Играющие выполняют движения, соответствующие словам: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЕ ВНИМАНИЕ

  • КТО ЛЕТАЕТ? Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. Игру можно усложнить, используя названия животных, которые плавают, бегают, ползают, прыгают.

  • ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он демонстрирует разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры.

НЕЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ

Вы никогда не замечали, что чаще всего теряются надоевшие или нелюбимые игрушки, нелепые брюки, спровоцировавшие насмешки сверстников, колючий свитер, подаренный двоюродной тетушкой... Нередко пропадают из виду вещи, связанные со слишком сложными для крохи заданиями. Например, малышу тяжело даются буквы, и сразу же исчезает новенькая азбука. Не упускайте из виду подобное проявление «невнимательности». На самом деле это — крик о помощи маленького человечка, который не умеет по-другому сказать родителям о своей проблеме. Стоит лишь прислушаться к мнению ребенка: помочь ему справиться с заковыристой буквой «Р», купить одежду или аксессуары, над которыми не будут смеяться другие дети, подсказать, как превратить свои кажущиеся недостатки в заметные всем преимущества, и проблема «растеряшества» уйдет сама собой.

ИЗЛИШНЯЯ ЩЕДРОСТЬ

Прежде чем обвинять ребенка в рассеянности, убедитесь, что он действительно ТЕРЯЕТ свои вещи, а не раздает их добровольно, не понимая ценности или нужности. Чаще всего это случается с теми детьми, родители которых излишне жестко требовали «делиться» а игрушками с самого раннего возраста до того, как у ребенка сформировались представления о собственности. Они наказывали за непослушание, запугивали и ругали... И вот результат — ребенок добровольно раздает свои вещи, чтобы не прослыть жадиной. А просить их назад, защищать, не разрешать ломать он попросту не умеет. Если вы допустили подобную воспитательную ошибку, не отчаивайтесь.

ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ

Приучение детей к порядку — вот идеальная профилактика забывчивости. Делать это рекомендуется с 2-2,5 лет. В это время малышу особенно важно, чтобы все вокруг было упорядочено, имело четкую последовательность. Даже сказки он требует читать слово в слово и с одинаковыми интонациями! Кроха очень переживает, если кто-то, придя в гости, сел на папино место или взял дедушкину чашку. Именно в это время малыш наиболее чувствителен к правильности действий, поэтому приучить его к порядку в этот период не составит труда.

РОДИТЕЛЬСКИЕ НЕДОЧЕТЫ

Самым распространенным из них является гиперопека, когда дома ребенок привыкает, что за него все делает и решает мама, бабушка или няня. Когда вы одеваете, кормите, убираете за годовалым ребенком — это нормально. Но двухлетка многое уже должен делать сам. Конечно, поначалу это может казаться маме выматывающе долгим процессом. Но только так ребенок научится быть самостоятельным. Привыкнув же к тому, что взрослые все делают за него дома, малыш будет ждать того же и от других людей — воспитателей, тренеров, дворовой детворы и садовских приятелей. Негативна и прямо противоположная стратегия воспитания — гипоопека, когда родители считают, что их обязанности по отношению к ребенку ограничиваются необходимостью одеть, накормить и оплатить занятия. Ребенку же нужно намного больше — прежде всего родительское внимание. И он добивается его всеми способами, даже негативными: «Пусть отругали за потерянную игрушку — зато заметили». Поэтому даже если вы ругаете ребенка, не забывайте очень ответственно подходить к таким вопросам, как организация детского дня рождения и прочих детских праздников. Ваш кроха должен быть уверен в вашей любви к нему.

СОВЕТ! Тщательно следите за режимом дня и питания ребенка: недостаток витаминов, физической активности, свежего воздуха и сна — главный враг внимания!

ЦЕНА ВОПРОСА

У современных детей, растущих в эпоху изобилия, сложно сформировать то бережное и аккуратное отношение к своим вещам, какое было у их дедушек и бабушек, воспитывавшихся в атмосфере послевоенного голода и тотального дефицита. Для того чтобы ребенок действительно прочувствовал, что существует разница между вещами «одноразовыми» и теми, которыми нужно дорожить (материально или морально), не забывайте делиться с ним своей радостью, гордостью и другими положительными эмоциями, которые у вас эти предметы вызывают, обсуждать их ценность и важность.