Давай поиграем

Давай поиграем

 Матрешка или яркий мячик, простенькая юла или «навороченная» кукла с приданым? Давайте разберемся, какие игрушки и игры необходимы малышам для развития в первые три года жизни? С самого младенчества игра — естественная форма суще­ствования для ребенка. С ее помощью малыш познает мир, учится чему-то новому. Задача родителей — помочь ему в этом, покупая подходящие игрушки и затевая с малышом соответствующие его возрасту и уровню развития игры. Учитывайте, что все они влияют на формирование харак­тера ребенка, его социальных навыков и в идеале должны способствовать двигательной активности, а также развитию мыслительных процессов, умственных способностей малы­ша. Ребенку в том или ином возрасте желательны опреде­ленные игрушки. Чтобы вам легче было ориентироваться во всем их многообразии, мы решили указать, что именно требуется малышу на том или ином этапе его развития.

0-4 месяца

От 0 до 4 месяцев форму общения малы­ша с внешними предметами можно назвать элементарной. В младенческом периоде его развитие связано с рефлексами (сосательным и хватательным) и пятью чувствами. Грудничок любит играть с погремушками, рассматривать яркие мобили. А если в руку малыша положить какой-либо предмет, он сра­зу же его схватит. Игры в этом возрасте также максимально просты. Кстати, новорожденные еще не отлича­ют одни предметы от других. В первые недели жизни зрение малыша доволь­но расплывчатое. К 3 месяцам ребенок уже узнает по очертаниям лица маму, и лишь в 4-5 месяцев дети способны хо­рошо различать основные цвета. Так что, выбирая погремушку для новорож­денного, помните: детям в этом возрасте все равно, какого она будет цвета.

Лучшие игрушки: Яркие мобили, гирлянды на кроватку, ко­торые помогут развить слух и визуальное восприятие. Кроха с удовольствием будет наблюдать за ними. Лучшая Игра: «Прятки». Для этого нужно просто закрывать свое лицо ладонями и на фразе «ку-ку» или «ты где?» убирать их. Хороша также старая игра «Идет коза рогатая», при кото­рой вы изображаете козу с рожками и со словами «забодаю, забодаю» слегка щекочете малыша. Для крохи это и веселье, и возможность пообщаться с мамой.

4-8 месяцев

В возрасте 4-8 месяцев малыш уже лучше координирует свои действия. Дети пытаются «вычислять» местоположение движу­щихся предметов, стараясь схватить передвигающуюся игруш­ку в том месте, где она, по их мнению, должна появиться. Двигательная активность оказывает большое влияние на ум­ственное созревание, развитие малыша. Главное — направить энергию ребенка в нужное русло.

Лучшие игрушки: Погремушки помогут крохе развить двигательную активность и закрепить хватательный рефлекс. Малышу интересны многофункциональ­ные игровые манежи, которые пред­ставляют собой большую площадку в виде джунглей, подводного царства и так далее. С их помощью можно и по­трогать, и послушать, и покрутить, и по­нажимать, и познакомиться с новыми представителями нашего мира! Лучшая игра: Поиграйте с ребенком в «Ладушки», а также попробуйте устро­ить для него первый кукольный театр, использовав одну или двух кукол, кото­рые надеваются на руку.

ФАКТ! Папы играют с детьми в подвижные игры, и крохи пред­почитают резвиться с ними. Мужчины лю­бят подбрасывать и переворачивать ма­лышей. И надо заметить, что на самом деле такие виражи по­лезны для крохи: это и своего рода массаж, и эмоции: большин­ство малышей «лета­ют» с огромным удовольствием!

8-12 месяцев

Играя с малышом, очень важно назы­вать предметы и игрушки, побуждать малыша выполнять ваши просьбы. Услышали от крохи лепет и целый поток «инопланетных» слов? Радуйтесь! У ре­бенка отлично протекает предречевое развитие и общение. Скоро вы должны стать свидетелем первых шагов малы­ша. В этом возрасте проявляются зачат­ки логического мышления, развивается зрительно-моторная координация. Лучшие игрушки: Самое время позна­комить ребенка с игрушечными жи­вотными, стаканчиками-вкладышами, качалками и мячами, пирамидками и первыми кубиками. Не забывайте про музыкальные игрушки: ребенку непре­менно понравятся металлофон, дудочка, барабан, детский синтезатор. Лучшая игра: Читайте малышу корот­кие стишки и потешки, придумывайте к ним пальчиковые и кулачковые игры, вроде «Сороки-вороны».

ФАКТ! В возрасте 1,5-2 лет мож­но начинать при­учать ребенка убирать за собой игрушки. Приви­вайте этот навык только в игровой форме (чтобы не вызвать к процес­су негатива). Мож­но устроить мини-соревнование (для двоих детей): кто быстрее собе­рет кукол и ми­шек? Скажите крохе, что у них тоже есть свой дом, куда их нуж­но «проводить», если они устали от игры.

1-1,5 года

Развиваются познавательная система и способности ребенка. Происходит крайне важное для его будущего развития формирование сенсорной системы, то есть представление о свой­ствах предметов, их форме, величине, цвете и положении в пространстве. От того, как малыш усвоит эти знания, во мно­гом будет зависеть его дальнейшее нервно-психическое разви­тие. Желания играть с другими детьми у ребенка в этом воз­расте пока не возникает.

Лучшие игрушки: Матрешка, первые не­сложные конструкторы с крупными деталями, простые пазлы, логические кубики, говорящие и поющие игрушки, геометрические игры, мозаики, пред­метное лото, калейдоскопы, бинокли.

Лучшая игра:
  • игры, побуждающие ребенка к действиям с различными предметами (разложите кубики по цвету или по размеру);

  • игры с неожиданным появлением и исчезновением предме­тов (загадайте малышу, что вы спрятали, описав цвет, размер и форму предмета — крохе будет интересно его искать);

  • загадки-разгадки;

  • знакомство с формой и размером предметов.

1,5-2 года

Малыш становится более крепким и самостоятельным. Он активно ищет контакт с окружающим миром и при­меняет на практике усвоенные навы­ки, координируя движения, производит несложные, но исполненные уверенно­сти действия. Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет 200-400 слов. Малыш учится выстраивать причинно-следственные связи, активно исследует явления окружающего мира.

Лучшие игрушки: Мячи различной фор­мы и цвета, простые машинки, книжки и карточки с красочными картинками. Не забывайте про игрушки для ванны: кораблики, уточки, маленькие емкости. Лучшая Игра: Все дидактические игры: «Кто лишний?», «Что на картинке?», «Ко­го не хватает?» и так далее. Игры, обу­чающие детей выполнять действия: возить коляски и тележки, усаживать в них игрушки, кататься с горки.

2-3 года

Настало время сюжетно-ролевых игр. Ребенок уже может представить себя на месте доктора (повара, мамы, продав­ца и т.д.), и ему становятся необходи­мы партнеры, которые могут его в этих затеях поддержать. Он переходит в ста­дию коллективной игры. Обязательно понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш, как в этот мо­мент он общается с друзьями. Во время сюжетно-ролевых игр у детей заклады­вается модель поведения в семье и об­ществе. Взяв в руки куклу для игры в «Дочки-матери», или представляя се­бя в роли командира целого войска солдатиков, дети применяют накопленный опыт, познают «взрослую жизнь».

Лучшие игрушки: Наборы солдатиков, куклы, игрушечные животные, пред­меты быта: кукольная посуда, домики. Карандаши, краски, пластилин и бу­мажные конструкторы.

Лучшая игра: Все сюжетно-ролевые игры, подвижные игры дома и на улице.

Новое - это хорошо забытое старое

То, во что будет играть ре­бенок, в первую очередь зависит от родителей. При­нято считать, что большин­ство детей предпочитают новомодные игрушки. Но это не так. Подумайте над тем, что такие вещицы, в которых есть абсолютно все, не позволяют разгу­ляться фантазии малыша. В то время как, например, традиционные игрушки — это огромное поле для воображения! Так что новомодные феи и роботы развивают не лучше (а может даже хуже), чем всем старинные рус­ские забавы: юла, матрешки.

  • МАТРЕШКА — очень полезная для ребенка игрушка. Она хорошо развива­ет зрительно-пространственную координацию малыша и его мелкую мотори­ку. Вкладывая матрешек друг в друга, ребенок наглядно усваивает такие понятия как: «внутри», «снаружи», «больше» и «меньше». С их по­мощью можно учить малыша счету. А дети постарше могут сами разрисовать матрешку (чистые неразрисованные «болванки» несложно приобрести).

  • ЮЛА — заводной волчок (он может быть с ми гающими огоньками, звуковыми эффектами). Для малыша это разновид­ность динамичной игры и возможность привести в действие целый «механизм»!

  • ПИРАМИДКА СО СНИМАЮЩИМИСЯ КОЛЬЦАМИ. Такая забавная игрушка очень хорошо влияет на развитие малыша, помогает ему усвоить понятия последовательно­сти, соразмерности, сравнения (больше-меньше).

Своими руками

Раньше заботливые родители делали забавные безделицы на радость детям своими руками. Последуем их примеру! Прекрасный способ увлечь ребенка и заодно помочь его разви­тию — лепка из теста. Это развивает мелкую моторику, творче­ские способности, фантазию ребенка.

Малышу будет интересно самому сделать игрушку. Из лоскут­ков ситца, поролона, ниток и бусинок можно смастерить краси­вую куклу, а из картонных коробок — домик и мебель. Детям нравятся сыпучие материалы, пересыпать их из емкости в емкость. Для этого подойдет любая крупа (рис, пшено) и ем­кости разного размера. В такой игре у ребенка развивается мел­кая моторика, координация движений. А если кроха возбужден, это занятие к тому же хорошо успокаивает.

 

Какую роль выбира­ет ваш ребенок в игре «Дочки-матери»?
  • Если девочка выби­рает роль мамы, зна­чит, малышка само­стоятельная и имеет задатки лидера.

  • Если дети выбира­ют роли детей, это указывает на их неже­лание брать на себя ответственность.

  • Если ребенок вы­бирает роль третьего лица, он придержива­ется независимой по­зиции (не руководить и не подчиняться).

Куклы для девочек, машинки для мальчиков?

Мальчики тоже играют в куклы, просто у ребят они совсем дру­гие: роботы, персонажи мультфильмов — все они дают возмож­ность малышу играть в сюжетно-ролевые игры. Поэтому ку­клы важны и для девочек, и для мальчиков. «Ребенок не всегда выбирает себе игрушки сам, особенно в раннем возрасте. Девоч­кам покупают кукол, мальчикам — машинки. Но если девоч­ка берется за «Лего», а мальчик рассматривает «Барби», не пани­куйте. Во-первых, любая игрушка — это способ познания мира и его особенностей. А во-вторых, для половой идентификации ребенка важно, чтобы игрушки были разнообразными. Также помните, что пред­почитаемые игрушки во многом влияют на сферу дальнейших увлечений, а в будущем — на выбор профессии.

Безопасный выбор

Наверняка и вам доводилось читать в прессе, что не все игрушки, которые вы можете найти в продаже, безопасны для здоровья малышей. Помните, здоровье младенца - это самое главное! Как быть уверенными, что, принеся ребенку мишку или мозаику, вы дарите ему лишь ра­дость, но не плохое самочувствиее? При выборе игрушек для крохи нужно обратить внимание прежде всего на та­кие критерии, как безопасность, соот­ветствие возрасту ребенка, их развиваю­щий потенциал, прочность и, наконец, эстетические качества. У игрушки не должно быть острых углов, шероховатостей и резкого, неприятного запаха. Стоит отказаться от предметов с деталями менее 4-5 см — они могут по­пасть в дыхательные пути малыша. Если вы приобретаете плюшевого мишку, убедитесь, что все швы прочные, а если это игрушка из латекса и резины, попроси­те продавца показать сертификат качества. Обращайте при покупке внимание на те товары, которые отмечены знаками качества, например, «Детские психоло­ги рекомендуют». Не берите ни слишком «взрослую» игрушку, которая не соответ­ствует навыкам ребенка, ни ту, что уже ничему его не научит. Не следует поку­пать ничего, что может вызвать у малы­ша негативные эмоции.

{social}