DataLife Engine / 7 альтернатив наказанию

7 альтернатив наказанию

Дети всегда будут шалить, шуметь, капризничать, лезть куда не надо... Вобщем, всячески испытывать на прочностьродительское имущество и родительские нервы. Можно ли остановить разбушевавшегося карапузика без помощи угла, шлепков и окриков.

АЛЬТЕРНАТИВА № 1. ПУСТЬ НЕПРИЯТНОСТЬ СЛУЧИТСЯ

Этот прием впервые был описан еще в XVIII веке великим философом Жан-Жаком Руссо. Актуальности не потерял. Сейчас специалисты называют его «методом естественных последствий». Суть метода в том, что родитель вообще не участвует в наказании отпрыска. «В комнате у четырехлетней девочки вечный беспорядок. - приводит пример детский психолог Оксана Лысикова. — Мама в очередной раз повышает голос, девочка в очередной раз обижается, но в целом перевес на стороне дочки. Потому что мама сдается, как только ребенок со слезами требует найти куклу, погребенную под завалами игрушек. Отстранитесь, дайте девочке потрудиться, расстроиться из-за потери игрушки, — советует психолог. — Так вы приучите ребенка к ответственности за свои поступки, не ставя под удар ваши отношения. Ведь наказывает не мама — к пропаже игрушки приводят "естественные последствия" дочкиного разгильдяйства».

ВАЖНОЕ «НО»:

Метод применять нельзя, если:

Никогда не злорадствуйте: «Что, доигрался? Так тебе и надо!» Спокойно объясните, что сейчас у вас нет времени искать «заблудившуюся» куклу или покупать новую взамен сломанной.

АЛЬТЕРНАТИВА № 2. ШУТКА

Этот прием хорош для малышей, переживающих очередной возрастной кризис. Обычная ситуация: ребенок, требуя что-то, устраивает «показательную» истерику на людях. Падает на землю, катается, кричит... Мама угрозами и шлепками пытается вернуть чадо в нормальное состояние. Ситуация как в поговорке «нашла коса на камень». «Часто ребенок уже и сам не рад своему поведению. — говорит психолог. — Но послушаться под угрозой наказания для него означает проиграть. Утихомирить скандалиста поможет шутка». Например: «Ой, кто это в земле застрял? Репка? Тянем-потянем... крепко сидит. Придется позвать бабку, Жучку и внучку. Звать?» Ребенок сначала удивится, прислушается, потом улыбнется и включится в игру. И в душе будет вам благодарен: ведь вы разрешили конфликт, не унизив его при посторонних.

ВАЖНОЕ «НО»:

Шутка не должна быть обидной. Смеяться можно над ситуацией, но не над поступками, характером или внешностью ребенка.

АЛЬТЕРНАТИВА № 3. ХОЛДИНГ

Ваша задача — физически остановить разбушевавшегося карапуза. Можно перехватить и удержать руку малыша, швыряющего на пол посуду. Посадить на колени и крепко обнять драчуна. Конечно, сначала он будет брыкаться, кричать и всеми силами рваться обратно на поле боя. Ваша задача — не поддаваться на провокации, крепко обнимать и спокойным голосом объяснять, что так себя вести нехорошо. «Ребенок должен чувствовать, что его любят, даже когда он плохо себя ведет, — говорит психолог. — Поэтому очень важно, чтобы ваши действия были не только сдерживающими, но и успокаивающими. Держите и одновременно обнимайте. Говорите твердо, но дружелюбно, не срываясь на угрозы и оскорбления». Тесный физический контакт мамы и ребенка творит настоящие чудеса, недаром холдинг-терапию применяют при лечении аутизма и гиперактивности.

ВАЖНОЕ «НО»:

Ребенку не должно быть больно или неудобно. Если малыш успокаивается и сам прижимается к вам, значит, вы все делаете правильно.

АЛЬТЕРНАТИВА № 4. ЛЕДЯНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Этот прием хорош, когда дошколенок «идет вразнос» из-за переполняющих его негативных эмоций: ревности к новорожденной сестричке, нежелания отпускать маму на работу и т. п. Например, ребенок в ярости разбрасывает погремушки «конкурентки». Так он подсознательно испытывает «границы»: любят ли его родители, когда он «плохой»? Ваша задача — не поддаваться на провокации. «Объясните ребенку, что он поступает нехорошо, и... выйдите из комнаты, — советует Оксана Лысикова. — Малыш выпустит пар, устанет и заскучает... Публики-то вокруг нет! Вернитесь в комнату и спокойно спросите: "Закончил? А теперь надо убираться. Сам справишься или тебе помочь?" Ребенок убедится, что агрессивное поведение не дает бонусов в виде повышенного внимания, и перестанет его практиковать».

ВАЖНОЕ «НО»:

Быть спокойным — не значит быть равнодушным. Обязательно помогите маленькому убраться, если он попросит. Когда закончите уборку, обнимите кроху, скажите, как вы его любите.

АЛЬТЕРНАТИВА № 5. ТАЙМ-АУТ

Пауза во время конфликта дает его участям возможность тыть и отвлечься. Двухлетнему малышу показалось забавным кидаться за столом кусочками хлеба или плеваться. Просьбы перестать только раззадоривают шалуна. Не повышая голоса, возьмите ребенка за руку и отведите в другую комнату. Сменив обстановку, малыш быстро успокоится и, вернувшись за стол, начнет вести себя по-другому.

ВАЖНОЕ «НО»:

Тайм-аут — не наказание одиночеством. Вы вполне можете пойти в другую комнату вместе с ребенком. Ведь цель — не изолировать, а помочь малышу прервать недопустимое поведение. И конечно, комната не должна быть темной и пугающей.

АЛЬТЕРНАТИВА № 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В возрасте 2—4 лет для ребенка очень важно чувствовать себя значимой и автономной личностью. Схитрите — пусть он думает, что сам принял выгодное вам решение. «Поинтересуйтесь: "Ты уберешь игрушки сейчас или после мультика?"» — советует психолог. - Решение, которое принято самостоятельно, наверняка будет выполнено».

Еще один прием называется «Я тебя послушался». Уступите — например, сходите с ним на остановку посмотреть на машины, хотя планировали погулять в nappe. Когда придет время собираться домой, напомните крохе: «Я же тебя послушалась, пошла смотреть машины. Теперь ты должен послушаться меня».

ВАЖНОЕ «НО»:

Не уступайте в принципиальных вопросах. Если залезать на сломанные качели нельзя, значит, нельзя никогда.

АЛЬТЕРНАТИВА № 7. ТОРГ УМЕСТЕН

Вам пора отправляться в поликлинику, а чадо никак не может оторваться от игры в футбол. Назревает скандал. Дети куда более рациональные существа, чем мы привыкли думать. И если вы договоритесь с малышом, сколько еще голов он может забить перед уходом, вопрос наверняка будет решен мирно.

ВАЖНОЕ «НО»:

Любой «торг» имеет предел. Договариваться — не значит вечно канючить: «Ну можно еще разик...»

НАКАЗАНИЕ ОПАСНО, ЕСЛИ...

...оно лишает ребенка возможности развиваться и удовлетворять свои естественные потребности Поэтому нельзя в наказание лишать прогулки, оставлять без обеда; утомлять, заставлять приседать, отжиматься и т. п. ...оно лишает ребенка родительской любви. Недопустимы: бойкоты, угрозы из серии «я тебя такого не люблю», игнорирование и оскорбления. Можно ли лишать развлечений (например, накладывать вето на просмотр мультиков)? Да, при условии что наказание имеет четкие временные границы. Например, вы сообщаете отпрыску, что отменяете мультфильмы до завтрашнего вечера.

О ПОЛЬЗЕ ПРОФИЛАКТИКИ

Чаще всего дети ведут себя плохо, когда им скучно или они устали. Как обмануть скуку?

{social}
17-11-2011, 08:05
Вернуться назад