DataLife Engine / Как помочь маленькому левше?

Как помочь маленькому левше?

Левшество (которое включает не только леворукость, но и левоногость, левоглазость, левоухость и т. л.) не дурная привычка и не дефект развития, а следствие особой организации работы мозга. У подавляющего большинства людей ведущим является левое полушарие, которое управляет правой поло­виной тела. Лишь у 13-15% населения земли доминирует правое полушарие и, соответ­ственно, сильнее и активнее левая сторона тела. Человеческий мозг асимметричен, и каждое из полушарий выполняет особые функции.

Левое расчленяет информацию на структурные единицы; правое, напротив, отвечает за целостное, интуитивно-образное восприятие. У правшей центр восприятия речи располагается в левом полушарии, у левшей — в правом. Левша, который пишет правой рукой, не только с трудом выводит на бумаге буквы, но и не замечает своих ошибок: ведь информация от его руки не воспринимается мозгом.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

У маленького левши совершенно иной, чем у правши, способ восприятия мира. Левши эмоционально нестабильны, хуже ориентируются в пространстве и времени, у них чаще бывают проблемы с речью, им труднее осваивать письмо, обу­чаться математике, особенно геометрии. С другой стороны, у левшей колоссаль­ный творческий потенциал, нестандарт­ный взгляд на мир. развитая интуиция. Среди людей, оставивших заметный след в истории, левшей гораздо больше, чем правшей.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Чтобы ребенок-левша мог раскрыть и реализовать свой недюжинный потенциал, ему нужно научиться адаптиро­ваться в неудобном, а подчас и откровенно враждебном к нему мире правшей. И без вашей помощи ему не обойтись.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Дети-левши плохо осваивают сложные манипуляции, требующие слаженных движений обеих рук или ног, особенно асинхронных. Завязывать шнурки, засте­гивать пуговицы, шить, вязать, танцевать, кататься на роликах или велосипеде, пла­вать — все то, чему праворукие дети учатся играючи, леворукому ребенку дается ценой колоссального напряжения и невероятных усилий.

Важно научить малыша произвольному контролю движений. Поможет ком­плекс несложных упражнений. Дыхательная гимнастика. Ребенок лежит на спине и спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания меняет­ся: вдох — задержка — выдох — задержка. Научите малыша во время вдоха втягивать живот, а во время выдоха - надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их длина варьируется. Например: долгий вдох - задержка на 5-7 секунд — резкий короткий выдох — короткая задержка.

Упражнения для глаз. Попросите ребенка проследить глазами за игрушкой, не поворачивая головы, — слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Когда эти упражнения будут освоены, попросите малыша высунуть язык и водить им вместе с глазами, а за­тем - в противоположную сторону. Нужно стараться, чтобы движения языка и глаз были одновременными, а не последовательными.

Гимнастика для рук. Повесые на стену лист бумаги. Дайте малышу в каждую руку по толстому маркеру. Попросите его нарисовать обеими руками одинаковые линии: сначала вертикальные, потом шарик, кубик и шишка), за­тем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между ними (к примеру, можно взять несколько разных ключей).

Тактильная гимнастика. При­готовьте несколько парных предметов характерной формы и с ярко выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в непрозрачный мешо­чек. Пусть ребенок возьмет в одну руку предмет, а второй на ошупь попытается найти парный в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех пар, которые заметно различаются по форме.

ВАЖНО! Детям-левшам очень полезны подвижные игры с мячом, ска­калкой, Поначалу не слишком ловкого малыша сверстники вряд ли примут в свою компанию Так что на первых порах вам придется играть с ним вдвоем. Вспомните полузабытые игры нашего детства: вы­шибалы, резиночку, классики - они лучше любой специальной гимнастики научат малыша управлять своими движениями.

ПРОСТРАН­СТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВ­ЛЕНИЯ

У левшей медленно формируются навыки ориентации в пространстве. В их «за­зеркалье» верх и низ, право и лево, перед и зад легко меняются местами. Им со­вершенно безразлично, как написать слово или число: справа налево или сверху вниз, а может, и вовсе по диагонали. Неудивитель­но, что левши, например, с трудом осваивают такую, казалось бы, нехитрую операцию, как сло­жение в столбик, а скопировать картинку по образцу для маленького левши непо­сильный труд.

Объясняя пространственные понятия, лучше опираться не на абстрактные категории, а на телесный опыт ребенка. Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведушая рука ребенка: на­деньте на нее часы, красивый браслет, симпатичный колокольчик. Отсюда можно строить систему координат. Например, читать, рисовать, рассматривать комиксы нужно «от колокольчика». Буква «Я» и цифра «9» «поворачивают головку» к колокольчику. Когда мы идем в детский сад, то от подъезда поворачиваем палево, туда, где колокольчик, а когда к бабушке, то направо, от колокольчика. Подобным же образом можно обозначить верх и низ.

Научить маленького левшу ориенти­роваться в пространстве поможет игра в прятки. Попросите ребенка закрыть глаза и спрячьте в разных местах комнаты небольшие игрушки. Где же обезьянка? Под кроватью. А слоник? За дверыо. А жираф? В вазе...

Обращаем ваше внимание, что даже маленьким левшам на зимние праздники будут необходимы новогодние костюмы. Особенности организма это конечно важно, но ничто не заменит любви к ребенку. Позаботьтесь об этом.

ВРЕМЯ

Детям-левшам свойственно застревать на одном действии: они с трудом пере­ключаются с одной операции на другую, не могут выполнять несколько действий параллельно (на­пример, говорить и рисовать). Кроме того, из-за сложностей с пространственной ориента­цией левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками. Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на последователь­ные операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно сделать? Раздеться, убрать вещи в шкафчик, надеть тапочки и шапочку, принять душ, налечь плавки.

БЕЗ ПОДМЕНЫ

Пониженный тонус правой полови­ны тела и другие неврологические нарушения первою года жизни могут привести к мышечной сла­бости правой руки - в будущем ре­бенок «предпочтет» пользоваться более сильной, левой рукой. Чтобы проверить, действительно ли ребенок левша, стоит прокон­сультироваться у невропатолога или нейропсихолога. Возможно, малышу просто нужен специ­альный массаж и гимнастика для укрепления правой руки.

{social}

4-08-2011, 06:26
Вернуться назад