Походка и осанка ребенка

Походка и осанка ребенка

Походка и осанка ребенка формируются с первых лет жизни. Сегодня плоскостопие и сколиоз встречаются чуть ли не у каждого третьего школьника. Причем деформация стопы может привести к искривлениям позвоночника и наоборот. Как избежать этих проблем, и как от них избавиться?

Вот вы и дождались первых шагов ма­лыша: неумело, но настойчиво он пытается передвигаться уже не ползком в кроватке или манеже, а неуверенны­ми пока шажками. В норме этот этап жизни маленького человечка начина­ется к концу первого года жизни или в начале второго — в возрасте от 10 до 15 месяцев. Многих родителей, умиленно наблюдающих за малышом, за­бавная, не вполне правильная походка чада не настораживает. Поэтому они отнюдь не всегда замечают, что у ребенка деформирован (или деформируется) опорно-двигательный аппарат. Опасность плоскостопия у малышей со­стоит в том, что до определенного воз­раста оно просто не диагностируется. Примерно до 3-летнего возраста у всех детей определяются элементы плоской стопы. И лишь по достижении 5 лет эту деформацию можно выявить с точно­стью. В то же время последствиями за­пущенного плоскостопия являются: нарушения осанки и походки; мышечный дисбаланс; болевые ощущения в ногах и спине.

Когда к ортопеду?

Чтобы исключить врожденное плоско­стопие, малыша впервые следует показать ортопеду в 1 месяц. Далее, в 3 месяца, врач еще раз осмот­рит ребенка с тем, чтобы определить наличие/отсутствие рахита (который может быть связан с плоскостопием). А когда ребенку исполняется 1 год, и его двигательные рефлексы и возможности активизируются, ортопеду крайне важ­но удостовериться в том, что все соот­ветствует норме. Если никаких проблем не выявлено, очередной визит к ортопе­ду состоится в 3 года.

Важная функция стопы

Между тем, формирующееся с дет­ства плоскостопие может серьезно осложнить жизнь уже взрослого челове­ка. Деформация стопы не позволит ему носить любую понравившуюся обувь, заниматься определенными видами спор­та, а также может привести к серьезным заболеваниям опорно-двигательного ап­парата. Происходит это из-за деформа­ции стопы, за счет понижения ее сводов.

Почему так получается? «Наши стопы берут на себя функ­цию амортизаторов, которые дела­ют легкими и безопасными ходьбу, бег и прыжки. В каждой из них есть пять выпуклых продольных сводов и один поперечный. На них распределяется вся ложащаяся на но­ги нагрузка. Своды обеспечивают пружинящее действие сто­пы, являются своего рода «рессорами», которые (если только стопы здоровы) способны более чем на 80% гасить толчки от опоры.

Некоторые дети рождаются с плоскостопием, а у других оно развивается из-за некоторых факторов:

  • избыточный вес (слишком большая нагрузка на опорно- двигательный аппарат);

  • неудобная первая обувь (слабые связки и хрящики легко деформируются);

  • избыточные нагрузки на позвоночник и ножки;

  • травмы стопы и голеностопного сустава;

  • некоторые врожденные состояния (косолапость);

  • тяжелые инфекции (например, полиомиелит), а также их осложнения;

  • нехватка витамина В (рахит).

Нарушения опорно-двигательного аппарата, негативно влияющие на походку

Вальгусная установка голеностопного сустава (Вальгусная стопа). Выражается в том, что пяточ­ная косточка у ребенка отклонена в сторону чуть дальше нормы (более чем на 3—5°С). Это дефект увеличивает на­грузку на внутренний продольный свод стопы, приводит к перерастяжению мышц и уплощению стопы и может усугубить развитие плоскостопия. «Сбивается» ось ноги, а это приводит к деформации суставов, нарушению поло­жения таза и позвоночника, ухудшению осанки и дефор­мациям позвоночника. Вальгусная стопа заметна при осмотре ног со стороны спины.

Косолапость. Врожденная деформация, при кото­рой нарушения костного аппарата ведут к изменени­ям в мышечных тканях. Походка малыша (а впослед­ствии и взрослого человека) меняется и напоминает шаги неуклюжего медвежонка. При этом косолапость может быть выявлена лишь на одной ступне. Ее видно сразу, как только ребенок начинает ходить: внутренний край стопы чуть приподнят, подошва «смотрит» внутрь. Косолапость чаще встречается среди мальчиков. Провоцирует возник­новение плоскостопия.

Укорочение ножки. Не является патологией, одна­ко может серьезно изменить походку ребенка. При ходьбе происходит неправильное распределение нагруз­ки на мышцы нижних конечностей, особенно голени и стопы (она в большей степени приходится на укорочен­ную ножку). Повышается тонус икроножной мышцы, мышц, приводящих стопу.

Повышенный тонус икроножных мышщ. Заметили, что малыш часто ходит на цыпоч­ках? Это явный признак повыше­ния тонуса мышц, причиной которого является натяжение пя­точного сухожилия. При этом мо­жет произойти деформация стопы со стойким сгибанием подошвы. Чтобы решить эту проблему, орто­педы обычно назначают массаж, гимнастику и специальную обувь. Все это направлено на расслабле­ние икроножных мышц. Таким де­тишкам рекомендовано наблюде­ние у невролога.

Виды плоскостопия

Мы уже говорили о продольном и попе­речном сводах стопы. Деформация этих сводов является причиной возникнове­ния разных видов плоскостопия.

Продольное плоскостопие

У малыша происходит уплотнение внутренней и наружной арок стопы, почти вся площадь подошвы стопы со­прикасается (контактирует) с полом. Ортопеды считают это вполне есте­ственным явлением, пока ребенок не достиг трехлетнего возраста. Однако затем, с возрастом (формируются кости, укрепляется связочный аппарат), свод должен выровняться. Если этого не про­исходит, можно говорить о формирова­нии плоскостопия.

Поперечное плоскостопие

Уплотняется поперечная арка, а перед­няя часть стопы расходится. Этот вид плоскостопия формируется с возрас­том, в основном у представительниц прекрасного пола. Виной тому — неу­добная обувь, высокий каблук, который дает чрезмерную нагрузку на передний отдел стопы. Развивается мышечная слабость, нарушается амортизационная способность. У мальчиков и девочек до трех лет подобный вид плоскостопия не встречается. Он развивается с годами, из-за неумения правильно носить обувь (этому тоже нужно учить ребенка с са­мых ранних лет). Мамам девочек стоит еще раз напомнить: не спешите уверять малышку в том, что высокий каблук — выбор настоящей женщины. Подавайте ей хороший пример, чаще надевая туф­ли на небольшом каблуке (2-4 см).

Методы профилактики и коррекции плоскостопия

В ваших силах воспрепятствовать тому, чтобы у малыша сформировалось плоскостопие, и скорректировать имеющиеся дефекты. Следуйте нашим советам и обязательно проконсультируй­тесь с врачом-ортопедом. Сегодня ортопедия обладает огромным диагностическим и терапевтическим потенциалом. А тело ребенка отличается большой пластичностью, поэтому развитие плоскостопия во многих случаях удается легко приостановить и исправить путем укрепления мышц и связок стопы.

Выбирайте правильную обувь для вашего ребенка, и вы поможете стопе малыша правильно формироваться. Помните: не стопа и положение го­леностопного сустава формируют обувь, а обувь меняет «под себя» стопу и походку вашего ребенка.

Позволяйте ребенку ходить босиком. Это очень полез­но для маленьких ножек, ведь наши стопы — огромное рецепторное поле с множеством нервных окончаний, и любое взаимодействие с опорой передает информацию в централь­ную нервную систему. Наибольшее и наилучшее воздействие достигается при хождении по песку, мелкой гальке, гравию, камням, шишкам. Для начала предложите малышу летом по­ходить по песку на пляже, скошенной траве и мелкой гальке. Зимой хождение босиком можно устроить в тазу, наполнен­ном теплой водой с песком и камешками.

Занимайтесь с детьми на специальных ковриках. В настоящее время существует большое количество раз­личных массажно-тренировочных ковриков с выпуклостями различной формы и величины, они прекрасно подходят для занятий ребенка круглый год.

Делайте с ребенком специальные корректирующие упражнения

Многие из них можно осуществлять как до­ма, так и на прогулке.

ЕЖИК Сидя на стуле, малыш попе­ременно катает сто­пами мячик-ежик (3 минуты).

КАТАЕМ ПАЛКУ Си­дя на стуле, малыш катает стопами де­ревянную палку — наружным и вну­тренним сводами стопы, далее — всей стопой (6 минут).

ХОДЬБА НА ПЯТ­КАХ Осуществляет­ся путем мягкой постановки стоп на пятку (3 минуты).

КОСОЛАПЫЙ МИШ­КА Ходьба на внеш­ней стороне стоп, как косолапый мишка (3 минуты).

СМЕНА ПЯТОК Ма­лыш стоя по­очередно меняет ножки: левая — на носке, правая — на пятке и наоборот (3 минуты).

«ПОПРЫГУНЧИК» Малыш мягко пры­гает на носках (3 минуты).

ХОДЬБА ПО КОЛЮЧ­КАМ Ходьба с под­жатыми пальцами. Вниз не смотреть и не сутулиться.

Нормальная осанка малыша 3 лет характеризуется:

  • вертикальным положением головы (мочки ушей должны быть на одном уровне);

  • небольшим наклоном таза вперед;

  • симметричным расположением относительно позвоночни­ка плеч (они слегка отведены назад) и лопаток (слегка высту­пают назад и плотно прилегают к позвоночнику); широкой, «развернутой» грудной клеткой; подтянутым, несильно выдающимся животом; симметричными складками на ножках и ягодицах и подко­ленными ямками;

  • правильным положением стоп (поставьте их вместе: вну­тренние поверхности должны полностью соприкасаться — от пяток до больших пальцев).

В странах Востока девочек с малых лет учили носить на голове кувшины для формирования правильной осанки. Еще в древности считалось, что прямая спи­на — признак гармоничного развития и уверенности в себе. В наши дни редко какой ребенок не сталкиваются с нару­шениями осанки. Постарайтесь создать все условия, чтобы отгородить своего кроху от проблем с позвоночником.

Последствия нарушения осанки:

  • затрудненное дыхание, которое обусловлено тем, что работа легких ограничена из-за сутулости и «скукоженности» груд­ной клетки;

  • снижение притока крови и кислорода к тканям тела, их недостаточное питание;

  • возникновение мышечных, спинной и головной болей;

  • искривление позвоночника;

  • повышенная утомляемость из-за регулярного перенапряже­ния мышц, хроническая усталость и как результат — плохое настроение.

Как формируется осанка у ребенка

У новорожденных детей позвоноч­ник имеет форму дуги: пока он еще не отвык от положения, в котором ма­лыш находился 9 месяцев в утробе ма­тери. Первый изгиб (шейный лордоз) проявляется у малыша в области шеи к концу первого месяца, когда он начи­нает удерживать головку. К 6-му месяцу жизни, когда ребенок садится, у него можно заметить изгиб позвоночника на уровне груди (грудной кифоз). К 11 ме­сяцам, когда он делает первые шаги, в поясничном отделе позвоночника по­является третий изгиб — поясничный лордоз. Так, в год позвоночник приобре­тает форму буквы Г, а шейный, грудной и поясничный изгибы формируют осан­ку. Однако оценить, правильная она или нет, можно лишь к 2-3 годам.

Факторы развития неправильной осанки

Причин формирования дефектов осанки несколько. Часть из них связаны с нарушениями нормального внутриутробно­го развития плода. Сутулая спина может «достаться» малышу от мамы или папы. Однако до 95% случаев нарушения осанки у детей являются не врожденными и наследственными, а при­обретенными. Вот их причины.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ИЛИ ОДНООБРАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВО ВРЕМЯ СНА. Матрас в детской кроватке обязательно должен быть упругим, что­бы ни в коем случае не прогибаться под малышом. При его выборе учитывайте вес вашего ребенка — полному крохе под­ходит более жесткий матрац, худенькому можно взять помяг­че. Периодически переворачивайте малыша в кроватке, чтобы он привыкал спать в разных позах. Не носите ребенка все вре­мя только на левой или на правой руке — это вызовет ассиметричное развитие мышц спины.

РАННЕЕ ВЫСАЖИВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НА НОЖКИ. Если физиологически ребенок еще не готов садиться и ходить, а нетерпеливые мама и папа изо всех сил стара­ются подтолкнуть его к этому, мышцы и связки детского позвоночника пере­гружаются и растягиваются, развива­ются только определенные его участки. Так что не торопите события: тело кро­хи должно постепенно и, главное, само­стоятельно привыкнуть к вертихсаль- ному положению. Сажать малыша не рекомендуется раньше шести месяцев (причем, девочек следует сажать позже, чем мальчиков), а ставить на ножки — раньше десяти месяцев.

ПЛОСКОСТОПИЕ И КОСОЛАПОСТЬ. Вследствие данных нарушений у малыша понижается опорная функция ног, а положение таза и позвоночника перестает быть сбалансированным, что приводит к нарушению осанки.

БЛИЗОРУКОСТЬ И КОСОГЛАЗИЕ. Малыши, которые страдают этими недугами, вынуждены, разглядывая предметы, низко наклонять голову, сутулиться. Таким образом одни мышцы спины напрягаются чаще и сильнее, чем другие, и в результате этого происходит их неравномерное развитие.

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Заболевания, напрямую оказывающие негативное влияние на скелет малыша (рахит, полиомиелит, радикулит), и бронхолегочные (сильный и длительный кашель, пневмония с осложнениями, бронхит и бронхиальная астма), влияющие на позвоночник косвенно: последние вызывают спазм околопозвоночных мышц и на­пряжение в грудном отделе позвоночника.

ЛИШНИЙ ВЕС У РЕБЕНКА. Если малыш склонен к полноте, ему сложнее поддерживать свое тело в вертикальном положении, нагрузка на мышцы-разгибатели спины увеличивается. Все это приводит к формированию неправильной осанки.

5-6 и 12-15 лет — нару­шения осанки ча­ще всего происходят в этом возрасте. Это период интенсивного роста ребенка, когда позвоночник растет быстрее, чем разви­ваются поддержива­ющие его мышцы.

Виды нарушений осанки

СУТУЛОСТЬ Характерные при­знаки: позвоночник заметно изо­гнут лишь в верхних отделах (в райо­не лопаток), ближе к пояснице спина выравнивается, плечи приподняты. Это самый легкий тип нарушения осанки, он встречается у большин­ства детей дошкольного возраста и перестает быть заметным, как только ребенок выпрямляется.

КРУГЛАЯ СПИНА (КИФОТИЧЕСКАЯ ОСАНКА) Характерные признаки: верхняя часть спины выгнута назад, голова и шея заметно наклоне­ны вперед, плечи свисают вперед, живот выпячен, лопатки не прижаты к позвоночнику, чуть согнутые в ко­ленях ноги, руки свисают чуть впе­реди туловища.

ВОГНУТАЯ СПИНА (ЛОРДОТИЧЕСКАЯ ОСАНКА) Характерные признаки вогнутой спины: грудная клетка и таз подаются назад, сильно выраженная изогнутость позвоноч­ника в поясничном отделе, свисаю­щие и выдвинутые вперед плечи, сильно выступающий живот.

СКОЛИОЗ - БОКОВОЕ ИСКРИВЛЕ­НИЕ ПОЗВОНОЧНИКА (В ФОРМЕ БУКВЫ «С» ПРИ ВИДЕ СЗАДИ) Харак­терные признаки: одно плечо выше другого, ассиметричное расположе­ние лопаток относительно позвоноч­ника, неравные просветы-треуголь­ники, которые формируют линии рук, тазовых костей и боковых по­верхностей туловища, мышцы на одной стороне туловища могут быть чуть более рельефными, чем на дру­гой. Если предыдущие нарушения осанки довольно легко корректиру­ются специальным массажем и комплексом упражнений, то сколиоз ле­чится намного сложнее, дольше, а начинать лечение желательно на ранних стадиях его развития.

Помимо перечисленных визуальных признаков, есть и другие «сигналы», по которым родители могут заподозрить у ребен­ка нарушение осанки. Забеспокоиться и обратиться к ортопеду стоит, если: малыш жалуется на тупую боль в ногах после про­гулки, не проявляет желание играть в подвижные игры, часто устает, вялый, его движения неуклюжие, он чаще находится в определенном положении, даже если оно, казалось бы, неудобно, ну и самое простое — когда он сутулится.

Методы профилактики и коррекции осанки

Хотелось бы отметить, что коррекцию осанки следует проводить под пристальнам наблюдением врача. В случае если вам нужен педиатр, обратитесь к знакомым и родным и узнайте их рекомендации, чтобы выбрать наиболее опытного специалиста.

Формирование осанки у детей происходит с рождения, хо­тя ее дефекты становятся заметны лишь к 2-3 годам и часто лишь врачу-ортопеду. Поэтому бороться за здоровье позво­ночника и прямоту спины необходимо с первых месяцев жиз­ни малыша. Вот несколько советов для родителей.

  • Уже с первого месяца жизни ребен­ку следует ежедневно проводить тонизирующий массаж и специальную гимнастику, направленные на поддержание хорошего мышечного тону­са. В возрасте 3-х месяцев по рекомен­дации ортопеда нужно пройти курс профессионального профилактическо­го или лечебного массажа.

  • Все родители с нетерпением ждут первых шагов своего ребенка. Но пом­ните, что для него одинаково вредна как задержка в физическом развитии, так и его ускорение. Не торопитесь ста­вить малыша на ноги, предоставьте его организму самому решить, когда сделать первые шаги.

  • Не рекомендуется ставить ребен­ка в ходунки и прыгунки. Ранняя сти­муляция опоры и ходьбы скорее всего приведет к нарушению осанки, дефор­мации ног, формированию «ходунковой» походки, когда малыш начинает ходить на переднем отделе стопы. Луч­ше всего для формирования хорошей осанки крохи — свободно ползать.

  • Обязательно включайте в рацион малыша продукты, ко­торые богаты кальцием и фосфором. Это, в первую очередь, творог, кефир, сыр, другие кисломолочные продукты, мясо и рыба. Дети первого полугодия жизни эти микроэлементы в необходимом количестве получают из грудного молока.

  • Подберите для ребенка удобную одежду, которая не жмет и не сковывает его движения, с застежками, которые не впи­ваются в тело, и правильную обувь (см. выше — требования к ортопедической детской обуви).

ФАКТ! Нарушения осанки чаще всего встречаются у де­тей дошкольного возраста астени­ческого телосло­жения — высоких и худеньких.

5 плюсов правильной осанки

  1. Ребенок с хорошей осанкой, а значит, прямой спиной и расправленными плечами, уверен в себе, больше привлекает внимание окружающих, что очень важно для его социального развития.

  2. При правильной осанке грудная клетка становится шире, луч­ше развиваются и функционируют внутренние органы — легкие, сердце и пищеварительная система.

  3. При хорошей осанке дыхание становится легким и более глубо­ким из-за увеличившегося объема легких.

  4. Правильная осанка — залог красивои походки.

  5. Хорошая осанка помогает держать скелет и суставы в таком положении, чтобы все мышцы, в том числе спинные, работали правильно. Соответственно, уменьшается вероятность растяжений и возникновения болей в спине.

Массаж для самых маленьких (способствует укреплению мышц спины)

Положите ребенка на живот, его голова должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью. Поглаживай­те тыльной стороной обеих кистей по на­правлению от ягодиц к шее, а обратно от шеи к ягодицам — ладонями.

Упражнения для правильной осанки детям до года

Лучше всего начинать гимнастику уже с грудного возраста, когда у малы­ша формируются двигательные навы­ки. Для самых маленьких физические упражнения представляют собой про­стейшие движения, ведь очень важно не перегрузить еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат крохи.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ НА ЖИВОТ (С 1,5 МЕСЯЦЕВ).

Положите малыша на живот так, чтобы его голова была приподнята, ноги разведены в стороны, а руки опирались на предплечья. Упражнение надо снача­ла проводить в течение 8 секунд, посте­пенно увеличивая время до 15 секунд.

РАЗГИБАНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА (С 2-Х МЕСЯЦЕВ).

Приподнимите лежащего на живо­те малыша на своей ладони, при этом поддерживайте другой рукой его вытя­нутые ноги за стопы. При этом ребенок рефлекторно отклонит голову назад и разогнет спину.

ПОВОРОТ СО СПИНЫ НА ЖИВОТ (С 3-4 МЕСЯЦЕВ).

Таз лежащего на спине малыша акку­ратно поверните на правый бок, ребе­нок рефлекторно начнет поворачивать вправо голову, грудь и плечи. Когда он полностью повернется на правый бок, задержите его в этом положении на несколько секунд. После чего вытяните левую руку малыша вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. Повторите поворот через левый бок. Ноги малыша во время переворачивания должны быть выпрямлены.

ПРИСЕДАНИЕ С ПРОГИБАНИЕМ ПОЗВОНОЧНИКА (С 6 МЕСЯЦЕВ).

Разведите руки лежащего на спине малыша в стороны и плавно потя­ните его к себе так, чтобы он сел. Верх­няя часть туловища и голова ребенка должны быть немного отклонены. Поднимите руки малыша вверх и соедини­те их в верхней точке. Большим и ука­зательным пальцами другой руки про­ведите вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину. Затем, под­держивая головку ребенка, опустите его в исходное положение.

Детям после 1 года

Дети с 1 года до 3 лет склонны к подражанию, поэтому лучше всего подойдут упражнения, которые можно сравнить с дви­жениями животных, персонажей из мульфильмов и книг.

КОШКА-СОБАКА. Малыш встает на четвереньки, выгибает спину дугой (как кошка), направляя все позвонки вверх, го­лова опущена. После этого вгибает позвонок за позвонком от копчика, поднимая голову наверх (как собака).

ПТИЧКА. Лежа на животе, ребенок раскидывает руки в сто­роны, подобно крыльям, приподнимает голову и верхнюю часть туловища. При этом необходимо легко придерживать ребенка за щиколотки.

КАНАТОХОДЕЦ. Выложите на ковре ленточкой прямую линию (или нарисуйте мелом на асфальте) и попросите малыша пройтись по ней, держа корпус строго вертикально.

ЛОДОЧКА. Лежа на животе с прямыми ногами и вытяну­тыми вперед руками (ладони направлены вниз), малыш начинает одновременно отрывать от пола руки и ноги и за­держивается в финальной точке на 2-3 секунды. Затем возвращается в исходное положение.

{social}