Третий месяц жизни

Третий месяц жизни

За третий месяц жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 800 г, а увеличение в росте - 2,5 см. До конца третьего месяца средний вес малыша составляет 5400 г, рост - 58,5 см.

Питание ребенка

На третьем месяце жизни сохраняется режим свободного грудного кормления. Развитие ребенка идет быстрым темпом, сосание активное. За одно кормление ребенок уже высасывает 130±20 мл молока. Возрастающий объем материнского молока в желудке ребенка требует более продолжительного периода для полного переваривания. Поэтому увеличиваются промежутки между кормлениями, и такой ритм здоровые дети устанавливают себе сами. Они спокойно выдерживают это время в бодрствовании или засыпая.

Частота кормлений 7-8 раз в сутки, с сохранением ночного кормления. Но если в некоторых кормлениях ребенок выдерживает интервал только 2 или 2,5 часа, то его можно и нужно кормить в это время.

СОВЕТ! Рациональное питание предусматривает, в первую очередь, кормление ребенка материнским молоком. На основе последних исследований установлено, что первые 6 месяцев должны быть исключительно «молочными». Раннее введение в рацион питания ребенка соков и пюре может привести к появлению нарушений пищеварения (30%) и аллергических реакций (40%).

Давать ли малышу воду?

Самое важное условие успешного грудного выкармливания - это его исключительность; то есть полное отсутствие в первые 6 месяцев жизни докармливаний или допаивань.

Ребенок получает грудное молоко, это полноценные и напиток, и пища для его первых месяцев жизни.

Очень редко возникают особые случаи, когда врач может рекомендовать докармливать ребенка. Но самостоятельно принимать решение о докорме ни в коем случае нельзя. Если ребенок развивается правильно, он хорошо набирает вес, то никаких вопросов о докармливании возникать не может.

«Война» в животе

Наш организм как микрокосмос, в котором все взаимосвязано и подчиняется своим законам. В нем живут и постоянно борются два непримиримых лагеря: хорошие и плохие бактерии. Хорошие бактерии следят за работой организма без сбоя, то есть переваривание пищи, формирование иммунитета, изготовление витаминов и т.п. Они попадают в пищеварительную систему малыша во время прохождения родовым путем: он заглатывает бактерии вместе с околоплодными водами и получает их с грудным молоком в первые часы жизни.

Бывают ситуации, когда заселение организма хорошими бактериями становится невозможным из-за искусственного или нерационального питания, инфекционного заболевания матери и ребенка, ослабления иммунитета и т.п. Тогда количество плохих бактерий увеличивается и возникает дисбактериоз кишечника.

Дисбактериоз (дисбиоз) - это нарушения нормального количественного и качественного состава микрофлоры кишечника, в результате чего создается благоприятная среда для развитыя патогенных бактерий. На помощь приходят бифидумбактерии, которые выполняют следующие функции:

  • Препятствуют размножению патогенной микрофлоры.
  • Принимают участие в формировании иммунитета грудного ребенка.
  • Уменьшают количество токсичных продуктов в кишечнике.
  • Принимают участие во всасывании железа, кальция и т.п.
  • Кормление ребенка этого возраста исключительно материнским молоком - это самая надежная профилактика дисбактериоза.

Сон ребенка

Сон занимает 16-16,5 часов в сутки. Период сна ночью увеличивается до 10-11 часов, за счет отказа от ночных кормлений (что нежелательно) или через более позднее пробуждение. Днем малыш спит четыре раза по 1,5 часа. Некоторые малыши просыпаются очень рано, но это пройдет по мере взросления ребенка.

Игры и игрушки

Ребенок очень активно реагирует на изменения вокруг себя. Он будет очень удивлен и заинтересован, если показать ему что-нибудь и сразу спрятать. Скажем, потрясти погремушкой, подбросить мяч. Показывая предметы, не забывайте четко называть их. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог дотрагиваться к ним  руками. Дайте игрушку меньшего размера, провоцируя ребенка на движение. Позволяйте виснуть, держась за ваши большие пальцы (страхуйте, обхватив рукой его ладошку). Давайте упор ножкам, чтобы малыш старался ползти.

Развитию координации движений рук и стимуляции слухового сосредоточения содействует яркий браслет из ткани с бубенчиком, который застегивается на липучку. Браслетик надевается малышу на запястье, то на правую, то на левую руку. Малыш размахивает ручками, бубенчик звенит привлекает к себе внимание. До конца третьего месяца жизни малыш учится протягивать руку к предмету и захватывать его.

Здесь незаменима погремушка и пластмассовые кольца контрастных цветов. Развитию зрения, слуха и познавательных способностей также способствует всеми любимая неваляшка.

Покажите малышу, как раскачивается неваляшка, обратите внимание малыша на звук. С неваляшкой можно играть, пока не надоест ребенку.

Погремушки с ручкой в виде прямого стержня с закругленным концом, мягкие погремушки из ткани разной фактуры.

СОВЕТ! Никогда не будите спящего ребенка, даже если пришло время кормления. У ребенка должен установиться собственный ритм сна и бодрствования. Если вы будете постоянно нарушать ход его биологических часов, то малыш будет хуже привыкать к регулярному суточному ритму. Во время сна ребенка не следует ходить на цыпочках, бояться включать радио и телевизор или разговаривать только шепотом. Чем раньше ваш малыш научится засыпать под обычные домашние звуки, тем будет лучше и для вас, и для него.

Гимнастика ребенка от 2 до 3 месяцев

При укладывании на живот малыш уже сам опирается на предплечье, хорошо и довольно долго удерживает головку, свободно поворачивает ее в бок громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки.

Наиболее полезно, чтобы в этом возрасте периоды бодрствования малыш проводил в манеже. Свобода движений (ребенок одет в ползунки) и яркие игрушки создадут малышу хорошее настроение.

Всячески старайтесь побуждать ребенка к активным движениям, и, прежде всего с помощью детского массажа и гимнастических упражнений.

Основной прием массажа - поглаживание - дополняется на третьем месяце жизни растиранием.

Ладонь массажирующего равномерно и более плотно сталкивается с кожей ребенка, растирая ее в разных направлениях. Растирание улучшает продвижение крови в поверхностных венах.

Конечности растираются круговыми движениями в направлении к подмышечным и паховым впадинам, добавляется растирание кистей и стоп. Имейте ввиду, что поглаживание предваряет растирание и завершает его. Также, запомните, что каждый прием повторяется 4-6 раз.

Гимнастические упражнения в этом возрасте основаны на врожденных безусловных рефлексах:

  1. рефлекторное ползание - подталкивание рукой под подошвы ребенка в положении на животе и спине;
  2. разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от крестца до шеи;
  3. изгибание стопы при проведении пальцем по внешнему ее краю от основы пальчиков до пяти.

И не забывайте: массаж и гимнастика только тогда полезные вашему малышу, когда нравятся и приятны ребенку. Вы с вашим малышом должны получать удовольствие.

Поход к педиатру

Плановый обзору педиатра в конце месяца.

Прививка

В конце третьего месяца запланирована вакцинация против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС). Перед вакцинацией необходимо пройти обзор у педиатра. Основное требование для профпрививки - полностью здоровый ребенок. После вакцинации необходимо оставаться в поликлинике на протяжении 15-30 минут, также не отправляться на прогулку и не купать малыша на протяжении двух дней, ведь после вакцинации иммунитет ребенка ослаблен.

Развитие ребенка

На третьем месяце жизни и физическое, и нервно-психическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот старается схватить висящую над грудью игрушку, вот, лежа на животе, подняла не только головку, но и плечи...

Формирование хватательных движений у ребенка, которые начинаются приблизительно с третьего месяца жизни, влияют на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей прямо связан с практикой движения в пространстве и с действиями свободными от локомоторных функций руки.

Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, которые выполняют разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

СОВЕТ! Для нормального развития ребенку нужно больше свободы движений. Пеленать его слишком туго не надо - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется. Не оставляйте трехмесячного ребенка без надзора. Он уже довольно активен и способен самостоятельно перевернуться на живот.

Возможные проблемы

  • После двух месяцев у некоторых детей, которые не имели до этого явных признаков нарушений нервной системы, но перенесли гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбуждаемость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при воплях, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под подмышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы.

  • Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами раньше - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

  • На 2-3 месяце у малыша могут появиться красные высыпания на щечках, иногда они ярко выражены - это аллергический диатез. Спустя некоторое время пятнышки покрываются коркой, которая беспокоит малыша, потому что под ней ощущаются боль и зуд. Явление такого диатеза имеет аллергическую природу, необходимо обратиться к врачу за помощью.

  • При кормлении малыш резко начинает плакать и бросает грудь, но вы уверены, что не голодный, и с момента последнего кормлений прошло больше 3-4 часов. Ребенок повторяет попытку сосать и снова с воплями бросает грудь. Попробуйте несильно надавить на ушные раковины малыша и резко отпустить. Если ребенок начинает беспокоиться, плакать или кричать - это первые симптомы отита. Необходимо сразу же обратиться к врачу. Если поведение ребенка не изменилось (он остался спокойным и никак не среагировал), ищите причину в другом.

  • Если малыш все-таки заболел на отит важно не допустить, чтобы болезнь перешла в хроническую форму. Для этого нужно очень серьезно отнестись к лечению предлагаемого врачом.

  • Если ребенку назначили антибиотики, не прерывайте курс, даже если вам кажется, что он выздоровел. Во время и после болезни малыша посещайте врача столько раз, сколько он считает нужным.

  • Укладывая спать больного ребенка, поднимите изголовье и чаще переворачивайте его со стороны на бок.

Итоги месяца

  1. Малыш способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой. Лицо приобретает более осмысленное выражение. Узнает близких и знакомых. В ответ на разговор с ним взрослого проявляет радость улыбкой, бодрыми движениями рук и ног, звуками.

  2. Самостоятельно некоторое время удерживает головку: лежа на животе и опираясь на предплечье, начинает уверенно поднимать головку, прогибать спинку, двигать ручками и ножками; будучи в вертикальном положении, удерживает головку 1-1,5 минуты и может вращать ею вправо и влево. Мышцы шеи у него уже довольно окрепли. Поддерживаемый под подмышки, крепко упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах.

  3. Приблизительно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать и координировать движения своих рук, кисть почти совсем открыта, начинает целиком сознательно интересоваться своим телом (понимает, что его действия зависят от его желаний) и игрушками: берет их самостоятельно, держит в руке, тянется к подвешенным погремушкам. Активно двигает ручками и ножками, хотя временами может воспринимать собственную руку как какое-либо инородное тело и с интересом обследовать ее; плещется и теребит ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому. Он может разжимать кулачки; может держать ручки перед собой, долго играть с ними, двигать пальцами, щупать, царапаться и скрести. Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи, и тянет их к рту.

  4. Увидев предмет, который приближается, он дрожит от нетерпения, ему хочется им завладеть; если вложенное ему в руку погремушка падает, взять его самостоятельно он не может, хотя умеет держаться за поперечину, к которой игрушки подвешены.

  5. Прислушивается к звукам, к незнакомым звукам - с настороженностью. Сам выдает некоторые звуки - радуется, получает от этого невероятное удовлетворение.

  6. Нижние конечности развернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты, в состоянии бодрствования ребенок стучит ножками.

  7. Движения глазных яблок уже скоординированы. У малыша отмечается прогресс зрительной функции. Он уже видит предметы на расстоянии 30-40 см, может следить и наблюдать за ними.

  8. Интересуется доступными предметами: рассматривает их, хватает, тянет к себе.