Детская песочница. Инструкция по выживанию

Детская песочница. Инструкция по выживанию

Детская песочницаОчаровательный грудничок превратился в непоседу-ходунка. Кроха отказывается сидеть в коляске и требует активных развлекательных мероприятий. Пора отправляться с малышом на детскую площадку. Песочница для детей — большой мир в миниатюре. Здесь малыши постигают азы коммуникации: учатся знакомиться, договариваться, побеждать, уступать, защищать. Накал страстей на детской площадке сравним разве что с латиноамериканским сериалом: восторг здесь соседствует с огорчением, любовь — с ревностью, обиды растворяются в море слез, а упрямство вызывает восхищение. Для многих мам первый выход в песочницу — своеобразная «репетиция» детского сада.

Наготове

Обычно интерес к тому, что происходит на детской площадке, появляется у малышей в возрасте 1,5-2 лет. Уровень социализации, то есть желания и умения общаться с другими детками, у них еще не слишком развит. Поэтому они вряд ли будут взаимодействовать с окружающими их малышами, участвовать в шумных играх, на совместное «выпекание» куличиков и строительство крепостей с соседями по песочнице вы можете тоже не рассчитывать. Так что развлекать кроху хотя бы первое время придется именно вам, а для этого необходимо ребенка правильно одеть и взять с собой все самое необходимое для игры.

? ОДЕЖДА. Кружевные светлые платьица и нарядные костюмчики лучше оставить для первого утренника в детском саду и поездки в гости к бабушке. Сейчас детке нужны практичные вещи, не стесняющие движений: удобные и немаркие. Можете, к примеру, купить трикотаж для своего ребенка. Он легенький и не будет стеснять его движения и парить тело.

? ИГРУШКИ. Сколько игрушек брать с собой, каждый решает сам. Однако практика показывает, что седьмой совочек и двадцать пятая формочка могут быть весьма полезны в решении детских конфликтов. Все богатство малыша в песочницу выгружать не стоит, достаточно нескольких предметов. Ваша задача — вовремя вытащить новую игрушку из сумки. Экспериментируя с количеством, относитесь к «уличным» игрушкам философски. Недосчитаться, придя вечером с прогулки, машинки или лопатки — обычное дело. Поэтому игрушки для улицы не должны быть слишком дорогими, а если их много, подпишите свои нестираемым маркером.

? ИГРЫ. Маленького ребенка завораживает один только вид сыплющегося песка. Возьмите из дома пластмассовую воронку и покажите «водопад». С помощью ведерка слепите куличи. Формочки помогут познакомить малыша с различными фигурами. Пластмассовые зверушки и машинки придадут игре сюжет (стройка, зоопарк). Веточкой можно порисовать на песке, а из листьев и камешков сделать аппликацию. Оставить след, выкопать норку, состряпать пирожки — заскучать в песочнице нельзя, если, конечно, подключить фантазию.

Чтобы избежать нежелательных истерик и конфликтных ситуаций, соблюдайте золотое правило: не выносите на улицу любимые игрушки малыша, которыми он не будет делиться ни с кем и никогда. Не подходят для песочницы и новые игрушки — сначала ребенок должен сам ими наиграться.

Учимся общаться

Когда в песочницу наведывается двухгодовалый карапуз, все остальные детки, которые чуть постарше, приравнивают его появление к стихийному бедствию. И небезосновательно! Малыш попадает на детскую площадку из уютного семейного гнезда, где правила и законы были ему хорошо знакомы. Для крохи все внове: ему придется контактировать с другими детьми, учиться делиться, находить компромисс. Рассчитывать на то, что ребенок справится со всем этим сам, бессмысленно. В первое время именно мама должна стараться, чтобы кроха доставил как можно меньше неудобств в песочнице, и направлять его дружелюбие в мирное русло. Как только детка немного подрастет, запущенный в противника совочек и высыпанный за шиворот песок будут меньшим из зол, с которым вы столкнетесь на детской площадке. И вот лишь некоторые из тех ситуаций, с которыми придется встретиться вашему малышу.

? НЕЖЕЛАНИЕ ДЕЛИТЬСЯ. Отчаянный крик «мое!» может стать первым неприятным сюрпризом для мамы на детской площадке. Ребенок начинает опекать свои игрушки, как только к ним проявляет интерес кто-то другой.

  • ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. В дело обычно вступают уговоры: не жадничай, дай поиграть другим... Делать этого ни в коем случае нельзя. Игрушки маленького ребенка — его сокровища. Поставьте себя на место сына или дочки: захочется вам поделиться новым мобильным телефоном с соседкой, какой бы хорошей она ни была? Едва ли. Право собственности ребенка тоже требует уважения. Кроха пока еще не понимает, что игрушки берутся только на время. Эффективный способ научить делиться — обмен. Вот здесь-то как раз и пригодятся захваченные из дома про запас машинки, лопатки и ведра. Предложите малышу на один день поменяться машинками с соседским мальчуганом. Если ваш малыш не хочет делиться игрушкой — это его право. Никогда не отбирайте ее, чтобы отдать чужому ребенку.

ВАЖНО! Только после 3 лет ребенок начинает различать понятия «свое/чужое». Воспитать у малыша правильное отношение к чужой собственности поможет уважение к вещам его близких и родных. Показывайте ему, какие из них мамины, а какие папины. Расскажите, что дедушкины часы или гитару старшего брата без разрешения брать нельзя. Потом вам легче будет объяснить крохе, что эта лопатка принадлежит Тане, ведерко — Ване, а машинка — Пете.

? АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Даже если ваш малыш владеет правилами хорошего тона, не факт, что им обучены другие малыши. Отобрали игрушку, толкнули, ударили — с такими конфликтными ситуациями в песочнице приходится разбираться достаточно часто.

  • ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. Позволять ли ребенку в песочнице пускать в ход кулаки — вопрос спорный. Одни мамы сразу хватают дитя за руку, приговаривая, что драться плохо. Другие спокойно стоят в сторонке: «Сами разберутся». Бессмысленно спрашивать двухлетнего Петю, почему он ударил лопаткой Машу: малыш и сам не знает. Такой выход нашли накопившиеся в нем негативные эмоции. Объясните ребенку, что свои чувства лучше выражать словами: «Ты расстроился, что Маша сломала твой куличик? Давай вместе с ней сделаем новый». Так вы постепенно научите его контролировать свои агрессивные действия. Если уговоры не помогают, переключите внимание малыша на другое занятие — смените песочные игры на горку или качели, побегайте наперегонки, порисуйте на асфальте. Ошибкой в такой ситуации будет уход с детской площадки: «Не умеешь себя вести — играй один». Последствиями этого могут стать неуверенность в себе и нежелание общаться со сверстниками.

? РАВНОДУШИЕ ДРУГИХ РОДИТЕЛЕЙ. Со своим чадом вы, конечно, справитесь. Но что делать, если зачинщик конфликта — другой ребенок, родители которого не обращают на его поведение внимания?

  • ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. Родительская коммуникация — важная составляющая нормальной «работы» песочницы. Если вы замечаете, что поведение чужого ребенка создает для вас определенные сложности, нужно уметь тактично предъявить претензию. Подойдите к маме проштрафившегося малыша и предложите обсудить неприятную ситуацию. Подробно опишите ее, стараясь не использовать обобщенные наблюдения. Вместо фразы «Вы никогда не следите за своим ребенком» скажите «Вы сегодня не заметили, что с нашими детками произошел досадный случай». Предложите вместе поискать выходы из сложившейся ситуации. В разговоре употребляйте местоимение «мы» — это покажет вашу готовность к сотрудничеству. Скорее всего, провинившаяся сторона принесет вам свои извинения, и инцидент будет исчерпан. Не спешите обвинять, тем более оскорблять. Дети непредсказуемы, и в любой момент роли могут поменяться. Сегодня толкнули вашего ребенка, а завтра он насыплет обидчику за шиворот песка...

ВАЖНО! Не стоит постоянно вмешиваться в детские конфликты. Ребенок должен пытаться самостоятельно искать пути их решения. Понаблюдайте за детьми несколько минут, дайте им возможность разобраться самим. Но если обстановка начинает накаляться, заявите о своем присутствии. Расшалившиеся дети должны быть уверены, что у взрослых все находится под контролем. Это поможет значительно снизить число конфликтов у малышей.

Научить малыша общаться можно только собственным примером. Вовлекайте его в процесс коммуникации: поковыряйтесь в песочке, познакомьтесь с другими детьми, предложите совместные игры. Давить на ребенка нельзя. Если он раз за разом отказывается контактировать со сверстниками на детской площадке необходимо выяснить причины такого поведения. Внимательно понаблюдайте, как ведет себя ребенок с детьми и взрослыми в других местах. Проконсультируйтесь с психологом. Возможно, кроха еще не готов к социализации, и кроме мамы ему пока никто не нужен.

Женский клуб

Встретить на детской площадке папу, гуляющего с малышом, можно разве что в выходные... А вот мамочек, бабушек и нянь на ней хоть отбавляй. Понаблюдав за ними, вы сможете увидеть несколько поведенческих типов.

? УПРАВЛЕНЕЦ. Пытается организовать всю детскую толпу. Она сажает ребятишек на качели, ловит их с горки, попутно успевая объяснять остальным родителям азы правильного воспитания. Плюсов у такой дамы масса, причем не только для детишек. Пока она резвится с малышней, у вас появится возможность дочитать книжку.

? НАБЛЮДАТЕЛЬ. Никогда ни во что не вмешивается. Это ее ребенка порой можно увидеть посреди самой глубокой лужи или закопанным по пояс в песок. Казалось бы, у такой особы и учиться не чему... Ан нет, стабильности ее нервной системы можно позавидовать. Самое время подойти к ней с вопросом о том, как ей удается сохранять спокойствие.

? ПЕДАГОГ. Вовлекает детишек в высокоинтеллектуальные игры с глубоким развивающим подтекстом. Она будет петь с малышней песни, водить хороводы, обучать их азам английского языка.

Если вас интересует, где найти хорошего логопеда, какая развивающая методика самая лучшая и как научить детку читать, — смело к ней обращайтесь.

ПАМЯТКА МАМАМ

*перечитать перед визитом в песочницу

  • Старайтесь всегда сохранять спокойствие и доброжелательный настрой.
  • Никогда не повышайте голос и не поднимайте руку на чужого ребенка.
  • Не допускайте развития конфликта, отвлекайте детей.
  • Используйте запретные слова («не надо», «нельзя») только в исключительных случаях.
  • Избегайте любых сравнений в пользу других детей («Посмотри, как спокойно играет Петя»).
  • Хвалите и поощряйте положительное поведение своего ребенка.
  • «Разбор полетов» откладывайте до лучших времен: на месте происшествия перевозбужденный малыш не воспримет информацию.

Столкновение интересов на площадке у детей может спровоцировать настоящий «взрослый» бунт. Защитите свое чадо, не испортив отношения с остальными мамочками:

? Не воспитывайте чужого ребенка. Даже если он сильно толкнул или ударил вашего, читать ему мораль - дело родителей драчуна. Ваша задача — обратить их внимание на возникшую проблему. В большинстве случаев они просто не видели происходящего и охотно помогут вам в решении конфликта.

? Будьте толерантны. Примите как данность, что в разных семьях существуют разные методы воспитания. И даже если мама хулигана не реагирует на ваши просьбы унять ребенка, это еще не повод поучать ее.

? Не забывайте о тактичности. Не старайтесь заменить чужому малышу маму, поднимая его с земли после падения или подсаживая на горку. Скорее всего, родительница зорко следит за своим чадом и не изъявила желание помочь ему по своим причинам. Вы не должны брать на себя ее функции».

{social}