На вольную тему

На вольную тему

Лосиный Остров - школа с углубленным изучением не только английского языка, но и музыки (хор, сольфеджио, до 6-го класса все занимаются на каком-нибудь инструменте обязательно, потом - по желанию). Еще здесь всерьез преподают изобразительное искусство. Однако при приеме в первый класс - никаких творческих конкурсов. Психолого-педагогическая комиссия просто беседует с будущими первоклассниками. - Нас совершенно не интересует, умеют ли они считать, читать, писать, петь, рисовать, - говорит директор школы Алла Кухтинская. - Психологи предлагают ребенку тесты, помогающие определить, готов ли он к работе по нашим программам.

Иногда родителям советуют отдать малыша в обычную школу, потому что там он легко станет отличником, а у нас ему придется ломать себя. Ребенок вроде бы способный, с хорошо развитой памятью, но настолько привык работать по образцу, настолько не готов проявлять инициативу... Так бывает с детьми, которых усиленно готовили к первому классу, натаскивая по традиционным программам: учили читать, писать, часто через не хочу. Его спрашиваешь, хочет ли он в школу, и вдруг слышишь в ответ: Нет, я уже так устал учиться! ...На выставке детских художественных работ в фойе меня поразили акварели третьеклассников, выполненные мелкими точечками (называется пуантилизм). Не самая сложная из акварельных техник, но трудоемкая, усидчивости требует. Вот тут как раз устать немудрено. - Да что вы, - смеется преподаватель ИЗО Светлана Сотникова. - Сидят, рисуют с удовольствием. Одна девочка как-то говорит: Мне очень, очень нравится - так нервы успокаивает!

Когда что-то делаешь, прикладываешь усилия и в результате получилось хорошо, появляется кураж. - Если действительно хорошо получилось. А если ребенок совершенно не способен к живописи? Для него, должно быть, ваши уроки - мука? - Есть у нас мальчик, который сначала на уроке плакал. Мол, ничего-то у него не выходит. Я ему говорю: Ты не волнуйся, сиди, слушай. Как понимаешь, так и делай. Если будешь что-то делать, у тебя обязательно получится. И он начал делать. Теперь его работы на выставке. Понимаете, несмотря на высокий профессиональный уровень, которого достигают дети, наша главная задача не в этом. А в том, чтобы, пройдя курс, они могли отличить красивое от некрасивого. Красота - это ведь законы гармонии.

Их дети постигают на примере произведений искусства. И начинают строить свои работы - совершенно оригинальные! - по правилам и канонам, которые выработало человечество. И в какой-то момент осознают, что красота зависит вовсе не от могу или не могу. Каждый может очень интересно раскрыться. Не в живописи, так в конструировании. Кто-то заболевает чеканкой, кто-то графикой. Если от ребенка в лоб требовать высокого профессионализма, он зажимается: видит несовершенство своих рисунков, и это ему мешает работать. Не нужно чтобы внимание подростка зацикливалось на вопросе: как найти девушку? Мы воспитываем профессиональные навыки исподволь, не диктуем, что и как нужно обязательно изобразить...

Допустим, тема - динамика на картине. Сначала рассматриваем репродукции, потом выполняем упражнения с помощью вырезанных фигурок (Будет двигаться машина быстрее, если сдвинуть ее влево? Как сделать, чтобы казалось, что она остановилась?). Только после этого говорю: Теперь выполняем динамическую композицию. Что хотите, то и рисуйте: самолет, волка, насекомых, бегунов. И такие разные работы получаются, иногда и не догадаешься, какой была тема урока. ...Рисунки второклассников Арсения и Тимофея висят на выставке рядом. Арсений - тот самый мальчик, который поначалу на уроке плакал. На его картине - розово-коричнево-зеленая гамма, переплетение ветвей, немного листьев и цветов. У Тимофея (как говорят, непоседы и хитреца) - яркое сине-фиолетовое небо, рвущиеся с листа потоки солнечного света... Рисовали, между прочим, одновременно весной на школьном дворе. Детей на уроках изо учат быть не только творцами, но и зрителями. Когда работы готовы, их оценивает не педагог, а ребята.

Учитель задает лишь критерии оценки. - Допустим, тема - декоративная роспись, - рассказывает Светлана Сотникова. - Спрашиваю: Какие закладки получились самыми красивыми? Они сами выбирают, а потом мы вместе выясняем, почему эти лучше других. Аккуратные. - А еще? - Красиво подобраны цвета. Краска хорошо разведена и ложится ровно... Выступать в роли зрителя детям очень сложно, начинать учить этому надо рано, потому что в более старшем возрасте они сбиваются на личные отношения, хвалят работы друзей...

Привыкнув оценивать других, ребята начинают теми же глазами смотреть и на свои произведения. Еще очень важно переключать их на поиск положительного, потому что некоторые так и норовят выискивать только недостатки... Я всегда говорю: Давайте найдем, что же там по-настоящему хорошо, чего бы вы, например, не смогли сделать. *** Вроде бы все прекрасно. И все же, выбирая для ребенка именно такую систему обучения, подумайте сто раз. Нужен вам дома малолетний критик, пусть и доброжелательный? Хотите вместо послушного исполнителя иметь красноречивого спорщика? Нужна вам его самостоятельность? Независимость? Стремление докапываться до сути? Может, действительно пусть лучше будет дисциплинированным отличником в традиционной школе?

{social}